Джон — «темпоральный агент» — путешественник во времени на службе у правительства. Всю свою карьеру он посвятил тому, чтобы остановить одного-единственного подрывника, в разные годы унесшего жизни тысяч американцев. Теперь он получает задание в 1975-м завербовать колумниста, работающего под псевдонимом Мать-одиночка.
Мужчины встретятся за бутылкой виски, Мать-одиночка начнет свой рассказ словами «Когда я был маленькой девочкой…», а Джону придется разобраться в хронологической запутанности собственной биографии.
Российский перевод названия «Predestination» отсылает тех, кто кое-как помнит 90-е с их видеосалонами, к «Патрулю времени» (в оригинале — «Timecop», то есть «Полицейский во времени»), где с темпоральными парадоксами разбирался Жан-Клод Ван Дамм. Всем, у кого возникли подобные ассоциации, спешим сообщить, что Итан Хоук, сыгравший главную роль в новом «Патруле», не претендует на лавры бельгийца (роль копа Уокера у Ван Дамма была одной из лучших в карьере).
В своей основе «Предопределение» — точный перевод названия в данном случае идеально отражает суть происходящего — имеет короткий рассказ Роберта Хайнлайна под названием «Все вы зомби…».
Эта новелла автора «Звездного десанта» ближе всего к коротким рассказам крестного отца киберпанка Филипа Дика — в том смысле, что при всей смелости концепции повествование выстроено таким образом, что представляет серьезную сложность при переносе на язык кино.
В случае с Диком кинематографисты выработали рабочую схему — сохранить идею, расширив или полностью переписав драматургию. По такому принципу сняты, скажем, «Бегущий по лезвию», «Меняющие реальность» и «Вспомнить все». Авторы «Патруля времени» братья Спириг (ответственные за недурной вампирский хай-тек-боевик «Воины света»), кажется,
так и не определились с тем, какого результата они хотели добиться: снять зрелищную фантастику или бережно перенести на экран камерный и даже клаустрофобичный по форме рассказ классика.
В результате фильм все полтора часа так и балансирует между тем и этим, подобно герою, который так и не может до конца осознать, в каком он времени и, главное, какова последовательность фактов его собственной биографии. Той же пытке подвергается в итоге и зритель — многие наверняка так и не смогут понять, что это было и за что.
И все это при том, что основной сюжетный поворот, призванный вызывать пресловутый «вау-эффект», очевиден примерно минуте на пятнадцатой.
Если взять шире, «Патруль времени» в принципе не вполне адекватно смотрится сегодня на широком экране.
Нынешняя фантастика наконец перестала стесняться сама себя, прячась за формат комикса или пытаясь прикинуться психодрамой, «Интерстеллар» или недавний «Страховщик» вернули жанру право на широту и зрелищность визионерского высказывания.
«Патруль», в котором с некоторой неловкостью реализованы собственно путешествия во времени, выглядит ретро из самого начала нулевых — когда «Матрица» на некоторое время закрыла тему серьезной фантастики. В контексте же актуальной кинофантастики куда уместнее смотрелся бы честный ремейк фильма с Ван Даммом, где даже временной парадокс со встречей разных версий одного человека был реализован интереснее, чем хайнлайновская иллюстрация времени как Уробороса, пожирающего свой хвост.