Страшно подумать, но «Halo» присутствует в массовой культуре уже чертову дюжину лет. Началось все в 2001 году с эксклюзивной стрелялки для самого первого Xbox, содержавшей революционные для того времени находки. Соперники – потешного вида визгливые инопланетяне – отличались умом и сообразительностью. Карты уровней – неслыханными масштабами. Игровой процесс – весельем: можно было кататься на джипах, танках, мотоциклах на гравитационной подушке и самолетах пришельцев.
Чего было нельзя, так это предположить, что необычная игра «Halo: Combat Evolved» превратится в феномен научной фантастики, сравнимый со «Звездными войнами», «Дюной» и «Звездным десантом».
Но Microsoft упрямо развивала свой главный хит именно в этом направлении. Молчаливый спартанец в непроницаемом шлеме с каждой серией все больше походил на кэмпбелловского героя с тысячей лиц. Вымышленное Космическое командование Объединенных Наций стало олицетворением американского господства, а звездный десант – преемником знаменитой морской пехоты. Смешные инопланетяне перестали быть смешными. А новые графические технологии и безумные маркетинговые бюджеты превратили «Halo» в франшизу-блокбастер – с часами встроенных фильмов то на игровом движке, то с живыми актерами.
Вокруг проекта официальной экранизации игры уже десять лет плавают самые хищные акулы Голливуда.
В разное время в продюсеры прочили Стивена Спилберга, Питера Джексона и Ридли Скотта. Над черновиками сценария работали Алекс Гарланд (написал роман «Пляж» и фильмы «28 дней спустя» и «Пекло» – все для Дэнни Бойла), Стюарт Битти (адаптировал для экрана роман «3001: последняя одиссея» Артура Кларка») и Д.Б. Уайс – звездный автор «Игры престолов». А в режиссеры метили Нил Бломкамп («9-й район», «Элизиум») и Гильермо дель Торо.
После десяти лет волокиты ситуация примерно такая: ни о каком фильме нет и речи, Спилберг нанят Microsoft, чтобы сделать большой сериал, а компания Scott Free выпустила мини-сериал из пяти эпизодов по полчаса каждый.
Чтобы его посмотреть, нужно быть пользователем Xbox с купленным сборником игр «Halo: The Master Chief Collection» или искать легальный торрент. Называется сериал «Halo: Nightfall» и в общем-то заслуживает внимания даже тех, кто не следит за игрой.
В далеком будущем между землянами и союзом инопланетян заключено перемирие, но на границах продолжаются стычки.
На одной из неспокойных планет пришельцы устраивают теракт, использовав неизвестное оружие массового поражения. Все жертвы оказываются заражены смертельным вирусом, действующим только на людей. Активное вещество террористы предположительно добыли на осколке хэйло – огромного комического кольца, с помощью которого предтечи всего живого когда-то могли опоясывать и уничтожать целые планеты. Поскольку действовать надо быстро, на хэйло без лишних согласований летят две группы солдат – страшно крутые генно-модифицированные спартанцы и обычные люди из гарнизона зараженной планеты. Первых возглавляет лейтенант Лок (актер Майкл Колтер из «Голодных игр») – важный персонаж грядущей игры «Halo 5». Вторых – живая армейская легенда Рэндал Айкин, эдакий царь Леонид предпенсионных лет.
Сценарий приключений двух капитанов написал Пол Шайринг, автор замечательных сериалов «Побег» и «Клондайк». А срежиссировал их Серхио Мимика-Хессан, ожививший «Под куполом» Стивена Кинга. Исполнительным продюсером выступил сам Ридли Скотт.
Впрочем, присутствие великого визионера в сериале поначалу не чувствуется вообще. Первая серия «Halo» – настоящий кошмар в духе ранних (да и поздних, впрочем) работ режиссера-разрушителя Уве Болла. Вместо пришельцев на сцену выскакивают клоуны в резиновых масках. Спецэффекты смотрятся хуже, чем в сериалах канала SyFy.
Актеры невзрачны, декорации бедны, а сюжетная интрига кажется бесплодной. Но где-то за пару минут до титров в восприятии что-то щелкает. На наших глазах запускается так называемый бродячий сюжет – универсальная история, не теряющая привлекательности тысячи лет.
Ночь, дождь, в ангаре ревут моторы, горстка бойцов собирается на безнадежный подвиг. Намеченный маршрут – высадиться на обломке хэйло, где суточные перепады температуры составляют тысячи градусов, – кажется началом одиссеи. Цель экспедиции – найти противоядие и спасти целую планету – обещает нервный ритм.
Как и в недавнем «Интерстелларе», каждая секунда промедления здесь стоит кому-то жизни.
Уже во второй серии высадка спецназа на хэйло запускает целый калейдоскоп сцен из большой фантастики в диапазоне от «Чужого-2» и «Звездного десанта» до «Прометея» и «Риддика». Даже в никудышном исполнении эти сюжеты-архетипы по-прежнему выбивают дрожь. Вот бойцы обмениваются суровыми взглядами перед десантированием. Вот небесное тело маячит перед пилотом, как айсберг перед «Титаником». Вот фонари бойцов выхватывают в очередной пещере очередного слизня. Бюджетные актеры предусмотрительно надевают непрозрачные шлемы. Сценаристы начинают удивлять: в кадре вдруг появляются лошади. Монстры берут не дизайном, так количеством.
Происходящее здорово напоминает «Звездный десант» – фильм с двойным, а то и тройным дном, обнаруженными далеко не сразу. Вдруг и в «Nightfall» со временем проявит себя большой смысл?
Так, в третьей серии на горизонте начинает маячить собственный Ородруин – напоминание зрителю, что «Хоббит» закончится уже в этом году и все следующие саги будут космическими, как новые «Звездные войны» или вот «Halo».
В чем-то первый сериал по «Halo» фальшивит: здесь, например, злоупотребляют патетическим закадровым текстом в духе «300 спартанцев» («Тишина – благо для солдата...» и прочие клише). А картинка выглядит дешевле, чем в сделанных целиком на компьютере роликах из «Halo 4». Возможно, современным играм с их органичным эффектом присутствия вообще нет смысла притворяться кино, не говоря уже о сериалах: они уже могут быть и зрелищнее, и содержательнее Голливуда. Но корабль Ридли Скотта, пусть и с аварией, уже совершил посадку на этой планете. Разведку продолжит Стивен Спилберг. И даже с таким плохим стартом он довольно быстро догонит «Звездные войны».