Четыре пингвина-подростка отделяются от вереницы бредущих сородичей и задают вопрос о цели движения. В ответ поступает рекомендация не интересоваться проблемами, которые их не касаются. Это событие, а еще выходка циничных документалистов-натуралистов, снимающих фильм об их трайбе, становятся началом приключений для молодых птиц по имени Рики, Ковальски, Шкипер, а также их младшего коллеги по кличке Прапор, который, не успев родиться, стал обязан этим троим жизнью.
Своего отдельного фильма удостоились четыре антарктические птицы, еще в первой части полнометражного «Мадагаскара» введшие в оборот выражение «улыбаемся и машем», активисты и идеологи побега зверей из зоопарка Нью-Йорка. Спин-офф сняли автор нескольких фильмов франшизы Эрик Дарнелл и Саймон Смит — и для понимания их картины быть знакомым с контекстом вовсе не обязательно: достаточно лишь знать, что в первой же части,
еще во времена нью-йоркского заточения, у них был сосед-спрут — именно он теперь стал своего рода Доктором Зло, и именно с его кознями придется иметь дело военизированному пузатому отряду.
Не будем пересказывать суть и причины конфликта, лежащего в основе повествования, — куда важнее оказывается его конфигурация. Дело в том, что на определенном этапе в борьбу против осьминога включается еще один звериный спецназ — межвидовой отряд «Северный ветер» с собакой Хаски во главе.
«Наша цель — защищать тех животных, которые не могут защитить себя сами», — говорит Хаски пингвину Шкиперу, с явным намеком на то, что пушистой птичке неплохо бы отойти в сторону, пока взрослые звери будут крушить зло.
Пятеро разномастных зверей вооружены до зубов, главным образом гаджетами — GPS-трекерами, компактными голографическими проекторами, и не могут ступить без них шагу. На стороне пингвинов — фантастическая изворотливость, почти военная дисциплина и подручные средства. Характерной чертой команды «Северного ветра» является склонность присваивать себе любой успех — и скорость, с которой в самых опасных ситуациях команда исчезает с поля боя.
И вот тут мультфильм, хотели того его создатели или нет, заходит на территорию актуальной киномифологии — и устраивает там довольно жизнерадостный тарарам. Так, например, зрителям сериала «Родина» очевидно, что некоей сверхидеей этого блестящего телекино является рефлексия его создателей над тем, в какое убийственное апокалиптическое болото загоняет себя и весь мир ЦРУ, вроде бы стоящее на страже тех на Ближнем Востоке, кто не может защитить себя сам. В фильме Антона Корбайна «Самый опасный человек» герой Филиппа Сеймура Хоффмана, немецкий разведчик, долго и ювелирно выслеживает исламского радикала накануне 9/11 — но затем вмешиваются представители американской военщины, и блестящая работа летит вверх дном, а катастрофа становится неизбежной. Это далеко не все высказывания кинематографистов на затронутую тему (вспомнить хотя бы «Сириану» с Джорджем Клуни), объединившиеся в один безрадостный тренд.
«Пингвины Мадагаскара» лихо отменяют этот шпионский апокалипсис с его цивилизационным унынием.
В определенный момент отважные птицы вынуждены не только сотрудничать, но и подчиняться старшим зверотоварищам из «Северного ветра», однако затем берут ситуацию под свой контроль — и лихо утирают нос оборудованным и вооруженным. Причем с помощью почти семейно-военного единства и почти патриархального уважения молодых к старшим.
И обратного — считавшийся всю эпопею дурачком младший Прапор оказывается настоящим супергероем.
И, кажется, ничего зазорного в этой здоровой патриархальности нет — тем более что фильм не учит ей, а предлагает юным зрителям задуматься над такой моделью жизни как одной из возможных. А их родителям, если они не родственны по темпераменту пингвиньей четверке, останется посмеяться над обильными цитатами из клишированных боевиков, которых в фильме в достатке.