Известия о новом альбоме классиков прогрессив-рока Pink Floyd появились всего несколько месяцев назад, в августе этого года, но работа над ним велась целых два года. В формировании новой пластинки из набросков, записанных во время работы над предыдущим альбомом «Division Bell», приняли участие не только гитарист Дэвид Гилмор и барабанщик Ник Мейсон из «золотого» состава группы, но и целых четыре продюсера (среди которых, например, гитарист Roxy Music Фил Манзанера), а также масса приглашенных музыкантов и бэк-вокалистов. Работа велась втайне, хотя вряд ли Гилмор, подобно Дэвиду Боуи, запрещал участникам записи распространяться о проекте.
Причина такой скрытности скорее всего заключается в том, что меломаны много лет назад по целому ряду причин поставили на Pink Floyd крест. Формальный лидер группы Дэвид Гилмор уже давным-давно работает как в меру успешный сольный исполнитель, а пинкфлойдовский альбом «Division Bell» еще в 1994 году окончательно доказал, что без главного идеолога и харизматика Роджера Уотерса это уже совсем другая (и, по правде сказать, куда менее интересная) творческая единица. Уотерс, кстати, после известий о записи «The Endless River» опубликовал открытое письмо, в котором категорически опроверг ложные слухи о его участии на новой работе Гилмора и Мейсона.
Смысл традиционно желчного послания бывшего лидера и бас-гитариста группы заключался в том, чтобы напомнить — Уотерс покинул Pink Floyd четверть века назад и возвращаться не собирается.
Тем более что, получив права на сочиненные с собственным участием произведения группы, Уотерс время от времени успешно ездит в турне с программами, основанными на альбомах «The Wall» и «The Dark Side of the Moon», составивших в 70-х славу Pink Floyd.
В этом году завершивший тур с программой «Pink Floyd's The Wall» экс-басист коллектива передаст формальную эстафету бывшему коллеге по группе — Гилмор, по слухам, планирует гастроли с программой «The Endless River».
Однако о конкуренции и вообще каких-либо сравнениях говорить после прослушивания альбома язык не повернется.
Классический Pink Floyd уотерсовского периода вербовал фанатов, прежде всего, масштабом замысла. Уотерс был и остается концептуалистом, способным превратить частный случай самоанализа в эпическое шоу, как это было сделано с «The Wall» — альбомом, шоу и затем фильмом.
Оставленным им 25 лет назад троим музыкантам по наследству досталась разве что многозначительность и механическое умение доставать из своих инструментов абстрактные «космические» пассажи.
Именно этим они и занимались в свободное от сессий «Division Bell» время, и именно такой материал сегодня издан в память об умершем шесть лет назад клавишнике Рике Райте на альбоме «The Endless River».
Теперь, когда пластинка вышла в свет, можно с уверенностью утверждать то, что было очевидно еще на этапе промо, —
задачей продюсерского квартета во главе с Гилмором было не создание актуального произведения, а аккуратная реконструкция «звука Pink Floyd».
Если вы когда-нибудь по-настоящему любили эту группу, то ностальгических слез не избежать: атмосферные райтовские клавиши, приглушенные барабаны Мейсона, героически-плаксивая гилморовская гитара, внезапное вторжение духовых — все на месте. Даже басовые партии, записанные постоянным Гаем Прэттом, аккомпаниатором Гилмора, сделаны по уотерсовским лекалам.
Не хватает только главного — того самого ощущения грандиозности замысла, будто четыре человека силой мысли выходят в открытый космос. Несмотря на все родовые признаки,
«The Endless River» — это не музыка, под которую хорошо плыть по реке в царство мертвых, а скорее удачный саундтрек для ожидания задержавшегося рейса из Лондона в Москву, где, несомненно, будут рады выступлению Гилмора в формате «У нас была великая эпоха».
Проще говоря, это, что называется, музыка для релаксации. Причина даже не в том, что ни в одном треке, кроме финальной песни «Louder Then Words», нет вокала, а скорее во внутренней бесконфликтности, вообще свойственной сонливой сочинительской манере Гилмора.
Это совершенно не значит, что «The Endless River» плохой альбом. Прощание с Райтом вышло мастеровитым и старомодно массивным, но ни одна из композиций пластинки в голове не задержится (за исключением, быть может, неожиданно разухабистого бонус-трека под названием «Nervana»). Это отличная фоновая музыка, включив которую на званом ужине вы можете не бояться обвинений в дурновкусии. Но вот если вы все же ждете «нового альбома Pink Floyd», то лучше запастись терпением до нового сольника Роджера Уотерса — последние десять лет ходят слухи, что он его вот-вот запишет.