Фримаркет вещей, жестов и идей
до 9 ноября
«МедиаУдар» уже взломал привычную схему отношений, в рамках которой художник всегда самодостаточен и активен, а зритель пассивен и не очень-то нужен — как в большинстве музеев и галерей. Теперь он рвется за пределы капиталистических устоев, предполагающих, что за товар непременно надо платить. На фримаркете можно обменять не подошедшую куртку, на три размера больше, на книги или, скажем, перформативный жест в течение всего времени работы фестиваля. В правилах их анархического товарообменника говорится: «Мы предлагаем вам понимать ваше участие во фримаркете так, как вам заблагорассудится». Можно, как со шведского стола, утащить с собой целый ворох предметов и ничего не оставить взамен. То есть разрешается практически все, лишь бы обмен был бесплатным и добровольным. Всю оставшуюся одежду организаторы фестиваля обещают раздать благотворительным организациям.
Сборник «МедиаУдар: активистское искусство сегодня»
3 ноября
«МедиаУдар: активистское искусство сегодня» — сборник программных текстов активистов фестиваля, фактически социальные и искусствоведческие проповеди, большинство из которых представляют собой акт самоанализа. Это попытка дать определение «духу андерграунда и расколбаса», о котором пишет художественный критик Павел Митенко, не впадая при этом в обличительство и произнесение заздравных тостов политическому искусству (без последних, впрочем, не обошлось). Номинированный на премию Кандинского философ Игорь Чубаров пишет здесь о московском акционизме 1990-х, театре и жизни и социальном исключении. Анна Саранг, руководитель фонда имени Андрея Рылькова, — о наркополитике и насилии. Есть также сатирический опус «Десять способов понравиться мещанам» от левого активиста Александра Володарского и целый корпус текстов, исполненных надежды на то, что традиционные музеи вскоре вымрут, как динозавры. Представлять книгу будут куратор «МедиаУдара» Татьяна Волкова, уже упомянутые Игорь Чубаров и Павел Митенко, а также активист движения «Партизанинг» Антон Польский.
Фильм «Арендные бунтари — сопротивление против распродажи города»
7 ноября
Документальный фильм о бунтующих арендаторах, которые не пожелали мириться с ростом цен на жилье, представят на «МедиаУдаре» его авторы. На встрече с режиссерами Маттиасом Коерсом и Гришей Даллмером гости фестиваля узнают о дефиците доступного жилья в Берлине, борьбе за него и о том, как снимался фильм. Оккупация Берлинской ратуши, лагерь протестующих, которых вот-вот выдворят на улицу корыстолюбивые арендодатели, вышедшие бороться за свои квартиры пенсионеры — все это реальные истории, из которых и скроено кино. Оно рассказывает о новом протестном движении, возмущенном тем, что Берлин стал городом исключительно для богатых и очень богатых.
Кукольный спектакль «Пояс Афродиты»
8 ноября
Кукольный спектакль «Пояс Афродиты» художники Вика Бегальская и Александр Вилкин сделали вместе с работниками секс-индустрии из петербургской ассоциации «Серебряная Роза». В его основе документальная история о социальной уязвимости в обществе, которое выдавливает из себя неугодные элементы. Монологи секс-работников вложены в уста специально сделанных для этого проекта кукол, среди которых, например, есть рассуждающий об отчуждении труда Карл Маркс. Формат кукольного спектакля помогает героям пьесы сохранить анонимность и превращает их в обобщение, собирательный образ. Раньше Бегальская уже делала выставку живописи секс-работников в Сахаровском центре. История проекта «Пояс Афродиты» началась в июле с серии интервью, работа над которыми завершилась только что.
Стрит-арт-проект «Голос улиц»
9 ноября
Этот проект, посвященный активистскому стрит-арту, существует около двух лет. Его организаторы — московский активист Стас Решетнев и петербургская художница Александра Качко — документируют актуальное уличное искусство, не связанное с городским дизайном или монументальной пропагандой. «Голос улиц» появился как альтернатива легальным городским граффити-фестивалям (таким как «Лучший город земли»), которые свели стрит-арт к декоративным целям. В «Артплее» покажут выборку из нескольких работ на социальные темы. Аналогичные выставки уже прошли в Омске, Санкт-Петербурге и Калининграде. Некоторые из работ «Голоса улиц», правда, уже были удалены из экспозиции по требованию представителя администрации президента — среди них граффити «Путин стой, иначе застой» и «Путин ест мозг».