Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Успеть поехать посмотреть

Шагал, Дюшан, Польке, Пикассо, Баския: лучшие выставки мировых столиц, на которые стоит попасть

Кубисты в Нью-Йорке, хрестоматийные работы Шагала в Милане, живопись Марселя Дюшана в Париже, ретроспектива Зигмара Польке и утопичное исследование поп-арта в Лондоне — «Газета.Ru» выбрала пять главных осенних выставок, которые проходят в мире.

Марк Шагал в Палаццо Реале


Милан, до 1 февраля

Ретроспектива в миланском Палаццо Реале созвучна московской выставке «Здравствуй, родина!», проходившей в 2005 году в Третьяковской галерее. На ней тоже решили показать «всего Шагала». Экспозиция двухлетней давности, которой в той же Третьяковке с размахом праздновали 125-летие художника, вышла камерной, не подчиненной толком никакой внутренней логике. В Милан же свезли больше двухсот хрестоматийных произведений из дюжины музеев мира. Русский музей, например, предоставил шагаловскую «Прогулку» — его картину-визитку, из Нью-Йорка приехало фантасмагоричное панно «Триумф музыки», а частные коллекционеры отдали на выставку «Обнаженную над Витебском».

Все они строго подчинены хронологии: ретроспектива начинается работами, созданными в Витебске, родном городе Шагала, продолжается Францией и США (там художник прятался от нацистов), а завершается опять Францией.

Спрос на Шагала стабильно высок: его миф, сотканный из бытовухи, соединение местечковости с высокими материями, стиль, который не свести ни к одной школе, — все это в цене и в России, и за ее пределами. При этом миланская ретроспектива оказалась самой большой выставкой Шагала в Италии за последние 50 лет.

Марсель Дюшан в Центре Помпиду


Париж, до 5 января

Выставка в Помпиду описывает путь, который прошел великий дадаист и сюрреалист Марсель Дюшан, прежде чем в 1917 году выставил писсуар в качестве произведения искусства.

Выставка с названием «Даже живопись» претендует на «свежее прочтение» творчества Дюшана и отвечает на болезненный вопрос, умел ли «отец редимейдов» рисовать.

Здесь не рассказывают о том, как он зверски расправился с живописью, или об особом художественном статусе бытового хлама. Вместо этого в Центре Помпиду показывают около сотни его работ, написанных с 1910 по 1923 год.

Это преимущественно рисунки, среди которых, например, есть эскизы к знаменитой «Невесте, раздетой своими холостяками, одной в двух лицах» — переходному произведению между юношескими пейзажами в духе импрессионистов и писсуаром.

Знаки здесь (те самые «самцовые формы» и «обнаженная») нанесены на стекло, которое подменило классический холст. В 1923 году, которым завершается выставка, перебрав практически все направления, Дюшан объявил себя «художником-расстригой» и забросил изобразительное искусство.

Зигмар Польке в Тейт Модерн


Лондон, 9 октября — 8 февраля

Зигмар Польке — один из классиков немецкого послевоенного искусства, давно прошагавший путь от первой выставки в мебельном магазине до без конца повторяющихся ретроспектив в главных музеях мира. Сбежав с семьей в 1953 году из социалистической ГДР в Западную Германию, он придумал там «капиталистический реализм» — немного китчевый гибрид соцреализма и поп-арта.

На выставке в Тейт Модерн акцент сделали преимущественно на отношениях автора и материала.

Помимо игры в массовое производство искусства, сдобренной марксистской риторикой, Польке переносил рябые фотографии с неправильным расширением на холст, делал картины, которые меняли цвет в зависимости от времени суток и количества людей в помещении (и получал за них призы Венецианской биеннале). За почти средневековую страсть посыпать холст то метеоритной пылью и сажей, то добытым из вареных улиток красителем и сусальным золотом он прослыл «великим алхимиком». За интерес к историческим травмам Германии — шаманом и врачевателем сродни Йозефу Бойсу. Ретроспектива «Алиби: Зигмар Польке 1963–2010» едет в Лондон из Нью-Йорка, где ее показывали в МоМа — музее — соорганизаторе выставки. Здесь 250 работ Польке расставлены в хронологическом порядке, то есть от картофельных человечков и скульптуры к фотографии, живописи и опять к фотографии.

Кубизм в Метрополитен-музее


Нью-Йорк, 20 октября — 16 февраля

В апреле 2013-го миллиардер и глава косметической компании Леонард Лаудер после затянувшихся переговоров наконец передал свою коллекцию Метрополитен-музею и тут же прослыл одним из самых щедрых дарителей в истории.

Это первая выставка собрания, соединившего 78 работ художников-кубистов общей стоимостью $1,1 млрд.

Среди них — 33 работы Пабло Пикассо, 17 — Жоржа Брака и по 14 произведений Фернана Леже и Хуана Гриса. Коллекция, которую, помимо прочих, обхаживала Национальная галерея искусств в Вашингтоне, заполнила зияющую дыру в небогатом на искусство начала XX века Метрополитен-музее. Теперь здесь можно увидеть, например, «Террасу отеля «Мистраль» и «Большие деревья в Эстаке» Брака, который вместе с Пикассо впервые расчленил картину на базовые формы. Раньше Лаудер уже спонсировал создание Исследовательского центра современного искусства в музее.

«Post Pop: East meets West» в галерее Саатчи


Лондон, 26 ноября — 23 февраля

Выставка-гротеск, исследующая влияние поп-арта, откроется 26 ноября в лондонской галерее Саатчи (при поддержке фонда Tsukanov Family Foundation) и будет работать всю зиму. Здесь столкнут больше сотни художников из Америки, Великобритании, Китая и стран бывшего СССР.

Британию представят Тони Крэгг, который делает скульптуры из подручного хлама, и Майкл Крейг-Мартин — концептуалист и педагог, воспитавший целое поколение звездных «Молодых британских художников» (в том числе и Дэмиена Херста). Из США в Лондон привезут Жан-Мишеля Баскию — граффитиста и одного из самых дорогих неоэкспрессионистов в мире, провокатора Пола Маккарти и Синди Шерман. Лицом Китая станет Ай Вэйвэй и его инсталляции-исследования пропагандистских клише.

В каждой сборной — минимум по десятку авторов. Авторы от СССР, например, представлены в разбросе от соц-артистов-классиков (Александра Косолапова, Комара и Меламида) до группы AES +F, Олега Кулика и Павла Пепперштейна. В 1950–1960-х поп-арт — хохочущий, румяный и ориентированный на внешний эффект — считался искусством одного дня. В галерее Саатчи его представляют явлением, выходящим далеко за пределы своих географических и идеологических координат. Одним из кураторов выставки, кстати, стал опальный искусствовед Андрей Ерофеев, осужденный в 2007 году за выставку «Запретное искусство» и уволенный из Третьяковки в 2008-м.

Новости и материалы
Жена миллиардера Лебедева показала интерьер панорамной виллы в Африке
В Госдуме назвали подземные заводы Украины «бесполезной грудой металлолома»
Мостовой рассказал, что живет 30 лет на уколах
Илзе Лиепа подала в суд на бывшего мужа
В Белом доме рассказали о помощи США Израилю
В Китае назвали самую горячую точку конфликта на Украине
Нетаньяху поздравил Путина с Днем Победы
Ученые выяснили, зачем некоторые змеи мажут себя кровью и калом
Звезда «Ворониных» ответила на осуждение Водонаевой: «Стыдобища»
Зеленский пожаловался на недостаточные поставки западного оружия Украине
Анна Семенович рассказала о побочке «русского Оземпика»
ОПЕК перестанет публиковать прогнозы спроса на нефть
Пашинян не ответил на требование оппозиции
Бывшая жена Гуфа показала, что рэпер подарил их дочери
Названа порода кошек, живущая дольше остальных
Лукашенко положительно отозвался о параде Победы в Москве
Сменился фаворит гонки за «Золотой мяч — 2024»
Захарова отреагировала на слова Туска о солдатах НАТО на Украине
Все новости