При словах «советская эстрада» сегодня на ум приходит один Иосиф Кобзон. Иных уж нет, а другие не выдержали схватку со временем, сдавшись новейшим веяниям. Не лишним будет вспомнить, что это было одно из самобытнейших явлений, жанр, в котором не чурались работать певцы с оперной выучкой — такие, как, например, Муслим Магомаев. Отчасти это позабытое ныне многообразие было обусловлено и масштабами той страны, которая перестала существовать четверть века назад: таланты находились не только на территории РСФСР, но и в других республиках. И совсем не по национальным квотам.
Так в какой-то момент места под софитами практически оккупировали талантливые эстонцы — Анне Вески, Тынис Мяги, Иво Линна, которые активно гастролировали по всей стране, записывали альбомы и блистали на конкурсах.
До высот патриарха Георга Отса, который был и народным артистом СССР, и лауреатом Сталинских премий, конечно, никто из них не добрался, но явлением оказались заметным. К этому поколению принадлежал и Яак Йоала.
Секрет мастерства Йоалы, как и многих певцов той эпохи, — в классической выучке и привитой с детства культуре. Еще до поступления в Таллинское музыкальное училище будущий певец заслушивался классическими операми и грезил, как выходит на сцену с корифеями оперного искусства прошлого. Именно поэтому, когда ему самому пришло время выйти на эстраду, многие были поражены тому, что Муслим Магомаев, говоря о Йоале, называл «крепким певческим дыханием». Яаку Арновичу запросто давались и сложно организованные песни, и кавер-версии мировых хитов, вроде «Облади-облада» The Beatles.
В 1970-х певец неоднократно становился лауреатом международных песенных конкурсов, завоевывая популярность и симпатии лучших композиторов калибра Раймонда Паулса.
Прорывом же для Йоалы оказался фильм «31 июня» — фантастический мюзикл 1978 года, в котором он исполнил четыре песни из четырнадцати. «Я все равно на ней женюсь», «Он пришел, этот добрый день» — после них об исполнителе с красивым прибалтийским акцентом узнали по всей стране. Он начал активно ездить с гастролями, появлялся на телевидении — в «Утренней почте» и «Песне года» — и снимался в кино. Он так часто уезжал из Эстонии для выступлений, что на родине его даже прозвали «кремлевский соловей».
Йоала признавался, что его любимой песней того времени была не знаменитая «Лаванда», спетая в дуэте с Софией Ротару, а более камерная «Фотографии любимых», написанная Давидом Тухмановым и записанная Йоалой в 1976-м. О «Лаванде» же он отзывался крайне неодобрительно и утверждал, что исполнял ее лишь однажды — во время записи «Голубого огонька».
«Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня. И это не важно, что песня имела сумасшедшую популярность», — рассказывал он в одном из интервью.
Уход Яака Йоалы с советской сцены прошел по большому счету незамеченным — дело было в 1988 году, в СССР тогда происходили и более интересные вещи, а бульварной прессы, падкой на такие темы, в то время, считай, и не было.
Причин он так и не назвал — просто в какой-то момент Йоала, видимо, решил доказать, что соловей-то он соловей, но совсем не кремлевский. Слухи, конечно, распространились среди поклонников быстро, кто-то им верил, кто-то нет; но новых концертов эстонского певца не было, новых песен не появлялось, потом прибалтийские республики отправились в свободное плавание, окончательно распался СССР. В общем, Йоала понемногу ушел в историю, вернувшись в родную и теперь уже независимую Эстонию.
Он какое-то время организовывал концерты приезжих звезд, преподавал. В середине 90-х вместе с Мяги и Линна организовал большой — по меркам Эстонии — проект, сделав программу со своими хитами 60–70-х годов.
«Это вроде пародии на «Три тенора» или на «Три поросенка», если хотите. Честно говоря, большого удовольствия мне это не доставило», — рассказывал Йоала в начале нулевых. А уже через несколько лет он окончательно ушел из музыки.
Музыканта, конечно, не забыли — преданные поклонники у него остались, возможно, вопреки его желанию. В 2007 году в России вышел альбом «Сама Любовь» — компиляция его самых известных хитов, на которой была и «Фотографии любимых».