Пару месяцев назад Роберт Плант в очередной раз отказал Джимми Пейджу в воссоединении Led Zeppelin. По словам певца, реюнионы хороши для музыкантов, которые заскучали по былым временам, а ему пока совершенно не скучно. Пейдж, конечно, расстроился: несмотря на сообщения о том, что у него есть масса нового материала, записать ему его пока не с кем. У Планта с этим полный порядок: ему, во всяком случае, не надо искать вокалиста, поэтому и сольная карьера в отличие от других участников Led Zeppelin у него сложилась более чем успешно. Если Пейджу и Джону Полу Джонсу приходится поддерживать славу в качестве приглашенных музыкантов на шоу младших коллег вроде Foo Fighters, то
<1>
для Планта выходящий сегодня в свет альбом «Lullaby and… The Ceaseless Roar» уже 13-й за прошедшие с крушения свинцового дирижабля тридцать с лишним лет.
Поспекулировав в начале сольного пути немного на хард-роковом прошлом, певец удалился в психоделические дебри и эксперименты с западноафриканской трансовой музыкой, к которой вернулся и на новой работе. Решение это, безусловно, верное. Несмотря на то что последний урожай «Грэмми» он собрал за совместный с кантри-певицей Элисон Краусс альбом «Raising Sand» (2007), его визит на фолк-территорию на альбоме «Band Of Joy» (2010) с одноименной альбому группой имел слишком явственный стариковский привкус, чтобы привлечь новых поклонников и вообще доказать свою актуальность.
Поэтому для работы над «Lullaby» Роберт собрал новую группу, получившую громкое название The Sensational Space Shifters.
С точки зрения инструментального наполнения новых песен Плант сделал ставку на максимально возможную в рамках популярной музыки экзотичность. Сам артист еще до выхода пластинки хвастался, что у него в группе есть человек, играющий на специальной африканской палке с одной струной. Традиционные гитары, бас и барабаны здесь тоже, конечно, есть, но скорее как память о том, что стихией Планта много лет была все-таки рок-музыка.
Во главу угла, впрочем, здесь все равно поставлены песни и голос, несколько более сиплый, чем 40 лет назад, но все же достаточно молодой, чтобы не заподозрить в его владельце 66-летнего ветерана, с годами приобретшего внешность и грацию благородного сенбернара.
Помимо экспериментов с трансовой музыкой здесь нашлось место и более традиционным формам — фортепианной балладе («Stolen Kiss», слова из которой и дали название альбому), взвинченному блюзу («Turn It Up») и традиционному британскому фолку («Poor Howard»). Перед выходом пластинки Роберт утверждал, что большое влияние на него оказали Massive Attack, но на деле это воздействие ощущается лишь в тщательно задрапированных этникой электронных битах и шумах, цементирующих звук «Lullaby...».
Больше всего новая работа Планта напоминает эксперименты Питера Гэбриела в world music, и неудивительно, что запись прошла преимущественно в его студии Real World.
Разве что музыкальный эксперимент здесь оттеняет основную тему альбома, в значительной степени посвященного расставанию с возлюбленной — певицей Патти Гриффин.
Проще говоря, Плант записал еще один достойный и, что называется, интересный альбом, доказав музыкальному сообществу, что его еще рано списывать со счетов.
«Lullaby...» не разменивается на попытки влезть в прокрустово ложе радиоформата, это цельное высказывание большого музыканта, которому в 66 лет все еще есть что сказать и чем удивить.
Все эти дежурные слова, которые сейчас, впрочем, нужны Роберту только для одной цели — чтобы отправиться в очередной тур, примеряться к которому он начал еще летом в рамках выступлений на фестивалях. И вот тут придется вернуться к Led Zeppelin и просьбе Пейджа о воссоединении на волне недавних переизданий первых альбомов великой группы. Ведь сколько бы Плант ни рассказывал о том, что прошлое должно оставаться в прошлом, основную часть его концертной программы в каждом следующем туре составляют «Black Dog», «Rock'n'Roll», «Gallows Pole» и другие хиты Led Zeppelin. Выглядит это, прямо скажем, некрасиво, будто певцу просто не хочется делиться гонораром с бывшими коллегами. Плант, однако, в интервью, приуроченных к выходу альбома, загадочно сообщает, что крест на истории Led Zeppelin пока не ставит, видимо, все же понимая, что песни великой группы все же лучше звучат в оригинале, чем сыгранными на африканском аналоге банджо.