Пока в Венеции открывается ежегодный кинофестиваль, корреспондент «Газеты.Ru» находится на другом краю света, в Южно-Сахалинске, где проходит другой кинофестиваль, который «Край света» и называется.
И где-то на воображаемой линии между этими точками идет война, которая вытесняет из повестки дня любой смотр фильмов, будь он важен для мирового киноконтекста или для культурного пространства далекого от Москвы, Венеции и прочих центров места на Земле.
Когда на сахалинском мастер-классе о целеполагании художника Александр Николаевич Сокуров задает риторический вопрос: «Разве Путин виноват в том, что окна в домах не мыты?», в голове рождается ответный: «А в том, что происходит сейчас в Украине, кто виноват?» Ответ не очевиден — ответственность представляется коллективной, делимой между теми, кто нагнетал и нагнетает истерику, теми, кто с легкостью отказался от здравого смысла в пользу этой самой истерики, и, конечно, теми, кто цинично подогревал ситуацию и теперь подбрасывает дрова в огонь, разожженный на соседском крыльце.
На «круглом столе», который посвящен региональным культурно-социальным проектам, обсуждают будущее сахалинского кинофестиваля и кончину проекта пермского — тот был предан новыми местными властями забвению и сошел на нет. Один из участников обсуждения — поэт, журналист и политконсультант Иван Давыдов обращает внимание на проблемность зависимости от перемены лиц во власти: «Хорошо, что местная власть поддерживает благие начинания, но что, если перестанет поддерживать? Не делать добрые дела тогда уже?» В ситуации, когда консолидация, единение страны происходит чаще вокруг безумия, чем вокруг чего-нибудь созидательного, хочется позитивной децентрализации.
Счастье, если люди начнут сами управлять своей жизнью, не думая о том, что кто-то устроит ее.
Пример того, как заниматься добрыми делами без оглядки на поддержку сверху, подавали на фестивале на следующий день. На берегу Охотского моря актриса Ксения Раппопорт выливает на себя ведро холодной воды со льдом и предлагает принять эстафету группе «Фрукты», губернатору Сахалинской области Александру Хорошавину и генеральному продюсеру кинофестиваля «Край света» Алексею Аграновичу.
Называется происходящее «Вызов ледяного ведра» (так переведем оригинальное название акции Ice Bucket Challenge). Началось это течение на Западе в качестве акции в поддержку организации ALS Association, финансирующей поиск лечения от бокового амиотрофического склероза (также известен как болезнь Лу Герига). Актеры, музыканты, политики, телеведущие и никому, кроме друзей, не известные люди записывают видеоролики, в которых обливаются ледяной водой, и называют имена тех, кому предлагается повторить смелый жест или перечислить небольшую сумму денег на борьбу с недугом, от которого страдает, например, ученый Стивен Хокинг.
В идеале можно сделать и то и другое.
Самой Раппопорт вызов бросил Константин Хабенский, также водой обливался Данила Козловский и съемочная группа фильма «Духлесс 2». В их версии акции внимание привлекается не к ALS Association, а к российским фондам — фонду Константина Хабенского, фонду «Подари жизнь».
Ксения Раппопорт в своем обращении говорила о фонде «Дети БЭЛА», который занимается помощью детям, страдающим от буллезного эпидермолиза, их еще называют «дети-бабочки».
Агранович вызов принял, вылил на себя ведро воды из Охотского моря (оно и правда весьма холодное), а заодно облил ею композитора Алексея Айги. Эстафета продолжается. На фоне новостей все это может казаться благоглупостями, но даже если так, благоглупости — это лучше и умнее, чем творящееся рядом — или происходящее за сотни километров — зло.