После того как Хелен Филдинг впервые опубликовала отрывок из нового романа в газете The Sunday Times год назад, общественность взревела. Бриджит Джонс идет пятый десяток, но она выдает себя за 35-летнюю. Она вдова с двумя детьми на руках. Марк Дарси мертв: погиб пять лет назад, как и положено романтическому герою, подорвавшись на мине где-то в Судане.
Порция горя в подобной литературе не должна превышать уровня сломанного ногтя или неудавшегося свидания.
Действие нового романа Филдинг происходит спустя 15 лет после событий, описанных во второй части. Но килограммы и калории, порции алкоголя и количество выкуренных сигарет все еще составляют главное содержание дневника Бриджит.
Теперь их дополняет количество подписчиков в твиттере.
Первый «Дневник Бриджит Джонс», выстроенный на параллелях с «Гордостью и предубеждением» Джейн Остин, вышел в 1996 году — тот роман вырос из пародийной журнальной колонки. В 1990-е женщина, над которой можно беззлобно подсмеиваться, была типологической находкой:
одинокая и инфантильная дама чуть-чуть за тридцать в поисках диснеевского счастья. Новая женственность, принимающая себя со всеми калориями и выкуренными сигаретами.
Сегодня комичность происходящего в жизни английской мамаши, пахнущей стиральным порошком и влюбляющейся в 29-летнего красавца по интернету, напоминает старческое юмористическое шоу, идущее в прайм-тайм.
Нелепые выходки выпивающей вдовицы годны для сюжета средневековой сатиры, а не для диванного женского чтива, которое Филдинг пытается перерасти.
С этой целью к неуклюжему романтизму, на котором держатся ее книги, она добавляет нотки трагедии и терапевтические интонации. В результате, насмотревшись на разносортные прелести среднего возраста, читатели, очевидно, должны сделать вывод, что
и пятидесятилетние тетки умеют любить.
Тканью двух предыдущих книг о Бриджит Джонс были романтические эксцессы, нагромождение милых нелепостей, между которыми, как шарик от пинг-понга, металась героиня.
Основой «Без ума от мальчишки» становится новая система социокультурных координат.
Вот Бриджит делает селфи в ванной с бутылкой джина. Бриджит подсчитывает количество вшей, найденных в волосах детей. Бриджит пишет пьяные твиты. Кажется, где-то по-соседству, в том же вымышленном пространстве, существует и достигший зрелости Гарри Поттер, забывающий платить алименты.
В финале «Граней разумного», второго романа о Бриджит Джонс, сказочная концовка, кажется, была достигнута: героиня влюблена и любима, с ней адвокат Марк Дарси, которого в экранизации книги сыграл Колин Ферт. То есть мифологема была разрушена:
Анна Каренина вышла замуж за Вронского, чеховские три сестры покорили Москву.
Сюжет третьего дневника — вполне логичное возвращение к естественному состоянию героини, подружки которой и в полтинник по-девичьи подвывают в трубку: «это-жуткий-секрет-ну-ты-сама-понимаешь…»
В романе нет — и не может быть — вялотекущего бракоразводного процесса, супружеской усталости друг от друга или тонкостей материнства. Филдинг вновь превращает Бриджит в одиночку, противостоящую миру самодовольных женатиков. Все, что ей нужно, это «сбросить вес и, возможно, сделать пару инъекций ботокса». Не это ли реальность, которую активно навязывает глянцевая культура?
Но такая одномерность мира, нашпигованного книгами про дзен, занятиями йогой и одинаковыми фотографиями в инстаграме, характерна для романтической комедии так же, как для волшебной сказки или телесериала с бесконечными семейно-бытовыми подробностями.
Удивительно, но главный вопрос, который вызвало появление нового дневника Бриджит Джонс, не в том, осталась ли героиня эмблемой поколения теперь уже пятидесятилетних женщин, а как снимать третий фильм без Колина Ферта — умершего Марка Дарси? Кстати, Хью Грант, сыгравший Даниэля Кливера, бывшего возлюбленного Бриджит, в экранизации, должно быть, появится — он стал крестным отцом ее детей.