В злополучном 1984 году палестинский террорист на глазах у детей убивает в лондонском отеле оружейного промышленника Илая Штайна, посвятившего жизнь строительству и защите государства Израиль. Спустя почти тридцать лет его дочь и наследница Несса (Мэгги Гилленхолл) собирает сильных мира сего в том же зале, чтобы отпраздновать два события.
Во-первых, она только что получила пожизненный титул баронессы – такой же носила, например, Маргарет Тэтчер. Во-вторых, вместе с братом Эфрой (Эндрю Бачан) она решила изменить политику своего отца. Отныне Штайны – миротворцы, занятые образовательными и благотворительными проектами в соседних с Израилем государствах.
В качестве демонстрации серьезности намерений Несса тут же объявляет о партнерстве с палестинским миллиардером – но героя дня находят повешенным на национальном флаге.
В этот момент параллели с сериалом «Карточный домик» заканчиваются и приходит время сравнивать «Благородную женщину» с «Родиной» и фильмом «Шпион, выйди вон», потому что в конфликт вмешиваются MI-6, «Моссад», арабы и, конечно же, американцы.
В прозорливости — чаще всего случайной — современных сериалов при определенном желании можно обнаружить теорию заговора. Вышедший 13 июля «Штамм» Гильермо дель Торо начинается с посадки в JFK таинственного «Боинга», набитого зараженными вампирами мертвецами. Режиссер придумал эту историю в своей книге задолго до экранизации, но как минимум в одном популярном российском СМИ (и наверняка множестве иностранных) сериал назвали частью заговора вокруг малайзийского самолета. По мнению обозревателей,
этот достаточно вульгарный сюжет мелькнул в поп-культуре для того, чтобы маргинализировать версию, что и пассажиры настоящего самолета могли быть мертвы задолго до катастрофы.
Так совпало, что британские показы «Благородной женщины» (The Honourable Woman) тоже стартовали за четыре дня до начала реальной операции Армии обороны Израиля «Нерушимая скала» в Газе. Американским зрителям, до которых сериал добрался в августе, провести параллели еще легче.
В первой серии Несса Штайн обещает обеспечить всем палестинским школьникам беспроводной интернет. В выпусках новостей тем временем показывают превращенную в лагерь для беженцев школу ООН в секторе Газа, пострадавшую от артобстрела.
Российский зритель сегодня следит не за Ближним Востоком, но западные сериалы скоро позаботятся и о нем.
В третьем сезоне «Карточного домика», например, сыграют Pussy Riot. А в России это шоу показывает в том числе и Первый канал.
Что касается «Благородной женщины», то этот элегантный и умный сериал самодостаточен и интересен и в отрыве от политической повестки дня.
В нем действует единственная на ТВ героиня, не пользующаяся женскими чарами, чтобы добиться своего, – а таких не было ни в «Боссе», ни в «Карточном домике», ни в «Родине», ни тем более в «Шпионке».
Семейная драма здесь аранжирована хичкоковскими приемами нагнетания ужаса и современными находками вроде макросъемки, благодаря которой щипцы для хлеба превращаются в гигантскую машину, способную раздавить человека, шахматные фигуры нависают над игроками, а каждая капля крови превращается в океан. За кадром все время звучит голос Гилленхолл — до того сильный и зловещий, что начинает казаться, будто она сыграла в «Темном рыцаре» не ту роль.
Наконец, «Благородная женщина» устраивает зрителю захватывающую экскурсию в Британию старых денег и вечно молодых генералов.
Невозможно понять, насколько эта картина мира реалистична, – точно так же, как бессмысленно судить по «Карточному домику» о политической системе США. Но она предвосхищает наши ожидания — и в итоге не оторваться.