Американский актер Робин Уильямс найден мертвым в своем доме в городе Тибуроне. Ему было 63 года. Актер умер от удушения; основная версия полиции калифорнийского округа Марин — суицид; вскрытие, которое позволит окончательно установить причину смерти, намечено на полдень вторника, 12 августа, по местному времени.
Представитель Уильямса заявил, что актер в последнее время боролся с депрессией, а также проходил курс реабилитации в рамках лечения от наркомании. Жена актера Сюзан Шнайдер сказала, что очень надеется, что фокус внимания публики будет сосредоточен не на обстоятельствах смерти актера, а на «тех бесчисленных моментах радости и смеха, которые он дал миллионам». Именно на них остановился президент США Барак Обама, выразивший соболезнования в связи с кончиной Уильямса.
«Он был летчиком, доктором, джинном, сиделкой, президентом, профессором, беспокойным Питером Пеном и каждым понемногу. Но он был единственным в своем роде», — заявил Обама.
В его фильмографии — более сотни разноплановых образов, поскольку сам он не видел разницы между ролями первого и второго планов; все они становились незабываемыми даже для случайных зрителей. Он дебютировал в кино в роли бравого моряка Попая в одноименном фильме Роберта Олтмена, получил первую номинацию на «Оскар» после «Доброе утро, Вьетнам», играл в «Джуманджи» и «Миссис Даутфайр», с него рисовали Джинна в диснеевском «Алладине» (и именно его голосом говорит этот персонаж). У Уильямса три номинации на премию Американской киноакадемии и одна выигранная статуэтка: он получил ее за ту самую роль второго плана в «Умнице Уилле Хантинге»;
за свою карьеру он собрал около 70 номинаций и более 50 наград, в числе которых 5 «Золотых глобусов» и 2 прайм-таймовые «Эмми».
Сейчас готовится к выходу несколько картин с участием Уильямса, среди них комедия «Ночь в музее-3», в которой он, как и в двух предыдущих частях, сыграл роль американского президента Теодора Рузвельта. Из-за смерти Уильмса, скорее всего, будет отменен сиквел «Миссис Даутфайр», который собрался делать режиссер оригинального фильма 1993 года Крис Коламбус.
«На экране и вне его он был невероятно и щедро одаренным человеком, с его сердцем и юмором, которые могли делать других счастливыми, — сказал изданию Variety режиссер Шон Леви, постановщик «Ночи в музее». —
Всю свою карьеру Робин доводил нас до слез — иногда от смеха, иногда от сопереживания, а иногда от того и и другого одновременно.
На такой подвиг способны немногие актеры».
Никакие слова соболезнования, конечно, не способны выразить растерянность, которую испытывают сегодня поклонники актера по всему мира.
Самым смешным человеком Уильямс впервые был назван журналом Entertainment Weekly еще в 1997 году — и с тех пор ни разу не позволил усомниться в этом звании.
Вместе с тем для многих он останется мудрым психотерапевтом Шоном Магуайром из «Умницы Уилла Хантинга», а для иных — безутешным вдовцом из «Куда приводят мечты» Винсента Уарда. Вспоминать можно бесконечно: «Общество мертвых поэтов», «Двухсотлетний человек»...
Сам Робин, впрочем, совершенно не тяготился тем, что для зрителей он прежде всего человек, который заставляет смеяться. Едва ли найдется еще один оскаровский лауреат, которого знают как стендап-комика, едва ли не самого известного. В этом амплуа проявлялось то, что невозможно на экране: для Уильямса не было запрещенных тем.
В затейливом потоке шуток находилось место и шуткам про оральный секс, и, например, Джорджу Бушу-младшему, которого он считал лучшим подарком для комедианта.
Свое отношение к американской политике Робин, кстати, выразил и на экране — например, в «Человеке года». Умение импровизировать на сцене и на экране было востребовано и кинорежиссерами, нарочно оставлявшими в его репликах пустые места, чтобы получить возможность посмеяться вместе со зрителями.
Свой драматический талант актер объяснял тем, что комедия — «хороший способ поправить дела, когда болит душа».
О том, что у одного из главных клоунов американского кино тоже болит душа, зрители узнали после смерти его друга Джона Белуши в начале 1980-х. Тогда Уильямс публично заявил о решении завязать с наркотиками, сгубившими Белуши. Позднее Робин отказался и от спиртного, объяснив это рождением детей, однако
в начале нулевых отправился на реабилитацию и от алкогольной зависимости, отшутившись, что не хотел бы «сболтнуть лишнего», как Мел Гибсон.
Дожив до зрелых годов, Уильямс не потерял той искры безумия, в которой видел главный источник любого таланта. Он не прекращал сниматься (только в этом году у него выходит целых три фильма — «Князь провидения», «Этим летом в Нью-Йорке» и «Ночь в музее-3»), разъезжал на велосипеде по родному Сан-Франциско и растил детей, которых называл смыслом своей жизни. Иными словами, он до конца жизни следовал девизу, который его герой Джон Киттинг прививал своим студентам в «Обществе мертвых поэтов»: ловите момент, мальчики, сделайте свою жизнь невероятной.