Бывшие дома культуры по мысли городских властей должны превратиться в современные пространства для занятий, мероприятий и творческого саморазвития жителей периферийных районов. Под преобразования попали ДК «Дружба» в Западном Бирюлеве, центры культуры и досуга «Северное Чертаново» и «Зеленоград», «Онежский» на севере Москвы, «Зодчие» на западе и ДК «Современник» в Строгине. «Газета.Ru» поговорила с Ксенией Филимоновой — директором центра проектов «Творческая Москва», координирующего эту работу.
— В Москве есть два проекта, которыми городская власть гордится и всем приводит в пример, — КЦ «ЗИЛ» и КЦ «Москвич». Нынешние «новые ДК» будут сделаны по модели ЗИЛа — «Москвича»?
— Нет, новые центры получили лишь новые стандарты, которые были выработаны ранее, при запуске упомянутых вами культурных центров, от бытовых, как наличие кулеров и Wi-Fi, до идеологических:
культурный центр должен быть местом, в котором тебя не спрашивают, зачем ты пришел, а, наоборот, хотят предложить тебе еще что-то.
ЗИЛ и «Москвич» были первым опытом по «перезагрузке» самого понятия «дом культуры». Не все москвичи знают, что ДК, которые среднее и старшее поколения помнят по советским временам, еще существуют и работают. Те, кто пользуется их услугами, скажем кружками и секциями, не все знают, что появились новые культурные центры, не имеющие ничего общего с советской культмассовой скукой.
— Расскажите, пожалуйста, что за площадки вы взяли в разработку.
— КЦ «Онежский», где проходила презентация, с приходом нового директора Марины Луговой стал больше ориентироваться на театральные истории: здесь стали играться спектакли по современной драматургии. Это стало возможно во многом благодаря нашим партнерам — «Открытой сцене». Концепция «Онежского» будет дополнена еще и некоторой научно-технической программой: помимо театральной «Открытой сцены» партнерами нынешней программы по превращению ДК в культурные центры стали Политехнический музей и Высшая школа экономики.
Вообще площадки выбраны очень разные. Например, центр культуры и досуга «Зеленоград» — огромный комплекс площадью 20 тыс. кв. м, практически единственная такая площадка в городе. Казалось бы, они монополисты, но именно этот статус и накладывает на них определенные ограничения.
Там, с одной стороны, выступают артисты в диапазоне от Стаса Михайлова до Гребенщикова.
А с другой — любые изменения должны идти очень аккуратно: если там начать радикальные перемены и отнять у людей привычные формы досуга, то люди могут начать возмущаться. Ответственность огромная, но огромный и потенциал: в Зеленограде, например, не так давно закрылся единственный кинотеатр, так что КЦ сейчас может заняться обеспечением кинопотребностей зеленоградцев.
А вот, скажем, ДК «Дружба» в Бирюлеве располагается в помещении бывшего детского садика — и там, конечно, такого масштаба нет и быть не может.
А в подвале «Современника», который находится в Строгине, вообще до последнего времени располагался винный магазин, а сам он при этом делил площади с управлениями коммунальных служб. Но при этом там были преподаватели, к которым ездили со всей Москвы. И «Дружбой», и «Современником» будут заниматься очень интересные архитекторы, которые позволят им включить в свою работу новые функции.
— А вы каким-то образом интересовались, как ко всем этим нововведениям относятся сами жители этих шести районов? ЦАО — это столица Москвы, но вот в спальных районах люди ко всякого рода новой политике и нововведениям относятся, как правило, с подозрением.
— Согласно исследованию Московского института социально-культурных программ, 46% процентов жителей округов Москвы проводят свое свободное время дома. То есть мы конкурируем не с ЦАО, в котором сосредоточена культурная жизнь, а просто с диваном. Наша задача — изменить образ района, чтобы он казался не менее безопасным и годным для жизни местом, чем центр Москвы.
— То есть вы намерены строить «дивный новый мир»? Или все-таки пытаетесь менять ДК, не меняя их?
— У ДК «на районе» есть свои сложившиеся профили деятельности, и жители могут очень серьезно возмутиться, если отменить или упразднить что-нибудь востребованное, кружок или студию. Поэтому мы в своей работе можем только дополнять, а не отменять. Мы действуем аккуратно, но вот образ самих ДК мы стараемся менять.
— Когда менялся образ ЗИЛа и «Москвича», эти площадки заявили претензии на городское значение: у нас, мол, будут события, на которые будет приезжать вся Москва. Вы ставите перед вашими новыми культурными центрами задачу добиться такого же статуса?
— Нет. Да и это сложно было бы сделать: КЦ «Зеленоград» просто не подходит для этих целей по своему расположению — никто не поедет туда специально даже на концерт БГ. С КЦ «ЗИЛ» такая задача ставилась на старте проекта, сейчас же он больше переориентируется на работу с родными ему Даниловским районом и Нагатином. КЦ «Москвич» сразу очень удачно заработал на месте: привнес в Текстильщики много интересных событий, обновил навигацию, фирменный стиль.
— Эти КЦ будут «выходить в город», заниматься проектами на открытых площадках или, наоборот, будут претендовать на то, чтобы быть «местом силы» района, звать всех к себе?
— Департамент культуры Москвы ставил такую задачу перед ДК — идти в торговые центры, дворы, подземные переходы. Некоторое время назад проходил конкурс заявок на подобные «интервенционные» проекты — до конца нынешнего года они будут реализованы. Сами все увидите.
— 6 центров из 95 московских ДК — это очень мало. Когда будут модернизированы остальные?
— Как только на это появится бюджет.