Люку Бессону нравится снимать фильмы о сильных женщинах; в 90-е он практически только ими и занимался – тогда вышли «Никита», «Леон», «Пятый элемент», «Жанна д'Арк». Потом его увлечение как-то сошло на нет, он больше работал продюсером, а как режиссер делал «Малавиту» и «Леди». И вот он вернулся к любимому жанру — снял «Люси», футуристический боевик о женщине, сумевшей заставить свой мозг работать, — и даже сумел прорваться с ним на американский кинорынок.
За уикенд 25–27 июля «Люси» заработала $44 млн и заняла первое место в рейтинге фильмов североамериканского проката.
В «Люси» Бессон сам сделал почти все: он стал и режиссером, и сценаристом, и продюсером, только не стал играть главную роль. В этом фильме много будущего и еще больше перестрелок. Еще там много Скарлетт Йоханссон – ее героиня живет на Тайване и вынуждена работать наркокурьером. Во время одной из перевозок в ее тело попадают перевозимые вещества, из-за которых мозг Люси начинает работать с повышенной отдачей, а сама она получает суперспособности – может, например, разрядить оружие или изящно избежать драки. За ней начинается охота, а на ее стороне лишь старый профессор (Морган Фримен). Но, если вспомнить фильмографию Бессона, победит именно Люси, а не ее алчные враги.
Примечательно, что «Люси» с ходу возглавила личный рейтинг Бессона-режиссера: у этой картины оказался самый лучший старт среди всех его фильмов, выходивших в США.
Да и по суммарным заокеанским сборам среди лент Бессона «Люси» уступает только «Пятому элементу», заработавшему в 1997 году $63,8 млн (или, с учетом инфляции, $113,3 млн). Правда, кинокритики так и не определились в своем отношении к этому боевику: на Rotten Tomatoes у него 58% «свежести», на другом агрегаторе кинореценций, портале Metacritic, — 61 балл из 100 возможных. Причем одна из главных претензий, которые высказывают критики, – использование мифа о том, что человеческий мозг используется лишь на 10%; словно Бессон снимал не фантастику, а документальный фильм. В России «Люси» покажут нескоро: выход фильма у нас запланирован на 11 сентября.
Очередной псевдоисторический пеплум «Геракл» конкуренции фильму Бессона составить просто не смог, несмотря на разницу в бюджетах — $40 млн у «Люси» и $100 млн у картины Брэтта Рэтнера (три части «Часа пик»).
За выходные «Геракл» с Дуэйном Скалой Джонсоном в главной роли смог заработать лишь $29 млн; его общие сборы во всем мире сейчас составляют $57,7 млн.
Это второй фильм о легендарном герое древнегреческих мифов, вышедший в этом году; в январе вышел «Геракл: Начало легенды» с Келланом Латцем – и эта картина мужественно провалилась в прокате, заработав всего 60 млн долларов при 70-миллионном бюджете. В новом проекте его авторы, взяв за основу графический роман «Геракл и Фракийские войны», пытаются совместить сказки и историческую правду, а на живую легенду работает целая команда неслабых воинов – достоверности происходящему это, конечно, не добавляет, но, например, в «Трое» такой подход сработал. С другой стороны, там были Брэд Питт, Орландо Блум и еще несколько очень известных актеров; а вот в новом «Геракле» Джонсону приходится сражаться со злом фактически в одиночку. Стартовые сборы показывают, что каких-либо рекордов от этого фильма ждать не стоит, но он собрал столько же, сколько недавняя «Грань будущего» ($28,7 млн), которой с трудом, но удалось отбить 175 млн расходов на производство. Видимо, такой результат вполне удовлетворит продюсеров «Геракла».
Еще один фантастический боевик «Планета обезьян: Революция» две недели был лидером проката, а на этих выходных сдался под натиском новых фильмов. За прошедший уикенд фильм о том, как человечество уступило планету своим дальних родственникам, заработал всего $16,4 млн, которых хватило лишь на третье место. Во всем мире выручка «Революции» сейчас составляет $280,6 млн – и этого очень мало для того, чтобы говорить об успехе франшизы: первый после перезапуска фильм «Восстание планеты обезьян» в 2011 году сумел собрать в мировом прокате $481,8 млн.
На четвертом месте антиутопия «Судная ночь 2», которая заработала за уикенд $9,9 млн.
Фильм рассказывает о ближайшем будущем, в котором преступные инстинкты населения подавляются с помощью анархии, разрешенной всего на 12 часов ежегодно; главное для простых обывателей, которых эта ночь застала на улице, – пережить ее. Первая часть этой новой франшизы при трехмиллионном бюджете принесла $89,3; второй фильм стоил уже $9 млн и, кажется, заработает не меньше: сейчас его сборы достигли $58 млн. Но в России, например, он выйдет 31 июля.
А замыкает топ-5 диснеевский мультфильм «Самолеты: Огонь и вода» — вторая часть приключений антропоморфных аэропланов в том самом мире, в котором живые машины соревнуются друг с другом («Тачки 1,2»). «Самолеты» для «Диснея» обходятся дешевле «Тачек», а денег приносят почти столько же; так, первая часть при 50-миллионом бюджете заработала $219,7 млн. Вторая часть «Самолетов» только начинает свой путь в прокате (в России она выйдет в конце августа), а пока фильм собрал в США и Канаде $35,1 млн, из которых $9,3 млн пришлось на прошедшие выходные.