«Жизнь соло: Новая социальная реальность» Эрика Кляйненберга
Опыт общения с миром один на один больше не связан с апатией, депрессией или эгоцентризмом, считает нью-йоркский социолог Эрик Кляйненберг. Современный человек не хочет волочить тяжкое бремя навязанных ему общностей. Его не мучают мрачные видения и страх одинокой старости. Напротив, экономика, культура, социальная реальность подогревают спрос на одиночество. Интернет помогает человеку не чувствовать себя изгоем, бары, фитнес-клубы, круглосуточная доставка еды на дом делают его «жизнь соло» приятной и легкой. Одиночество наконец перестало быть уделом монахов, свихнувшихся феминисток и маргиналов, романтическим идеалом, выпестованным поколениями впечатлительных юнцов.
Уход от общества стал нормой для молодых профессионалов, разведенных, пожилых или никогда не женившихся людей, женщин, выбравших карьеру.
Книга «Жизнь соло» с первого взгляда кажется идеологическим памфлетом против традиционных ценностей, плевком в лицо коллективизма. На деле это приправленный статистическими данными гимн человеку самому по себе, жизни по законам внутренней природы, качеству социальных контактов, а не их количеству. Одиночество не равно страданию, утверждает Кляйненберг, в очередной раз пытаясь легализовать право отдельной личности не печься о чужом благополучии и вселенском счастье.
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» Аси Казанцевой
Научный журналист Ася Казанцева убеждена, что человека делают несчастным — злостным курильщиком, убежденным ночным едоком, социально опасным люмпеном — не навязанные извне нормы, а его собственный мозг. Ее книга – бодрый научпоп, справочник по нейрофизиологии для чайников, сдобренный развеселыми картинками, словами «жрать», «залипать», «фигня» и анекдотами из серии «Слышишь, трава, ты не наркотик». Казанцева объясняет, зачем заливать горе алкоголем, почему мужчины, неспособные привязаться к партнерше, «реально мутанты», а обниматься не только приятно, но и выгодно.
Книга состоит из трех разделов: вредные привычки, секс и любовь, сезонные депрессии.
Ей прочат премию «Просветитель» за легкость слога и глубину мысли, корректность в изложении материала и, очевидно, за терапевтические пассажи вроде: «Чтобы выжить и оставить потомство, не нужно быть лучше всех — достаточно быть немножко лучше соседа по саванне».
«Давид и Голиаф» Малкольма Гладуэлла
Девочки-ботаны могут победить двухметровых спортсменок в баскетбол, а строитель с дислексией – стать блестящим адвокатом. Поп-социолог, эксцентрик и интеллектуал-провокатор Малкольм Гладуэлл ничуть не стесняется сыпать банальностями и склонять на новый лад американский миф о бедных и больных аутсайдерах, непременно побеждающих больших и сильных героев.
Слабый одолевает сильного в трети случаев, уверяет он, проповедуя психологическую гомеопатию.
Практически любые недостатки, считает Гладуэлл, на проверку оказываются «желательными трудностями»: скажем, подслеповатый шрифт помогает сконцентрироваться на сути вопроса. Выходит, свобода кроется в отсутствии привилегий, а успех пропорционален количеству мелких неурядиц, которые приходится преодолевать. «Давид и Голиаф» – это попытка переломить об колено общепринятые взгляды на успех как сумму кропотливого труда и образования, саботированная, правда, трюизмами, от которых сводит зубы, и зачинами корыстолюбивого бизнес-тренера.
«Думай медленно... решай быстро» Даниэля Кaнемана
В финале оперы Джузеппе Верди «Травиата» влюбленный, но отвергнутый юноша-аристократ несется к умирающей от чахотки куртизанке, чтобы в последний раз увидеться с ней. Он, разумеется, успевает, и через десять рвущих душу зрителя минут его возлюбленная умирает. Книга «Думай медленно... решай быстро» Даниэля Кaнемана – об этих десяти минутах. В 1950-х он служил в психологической службе ЦАХАЛ и разрабатывал тесты для призывников израильской армии, а после писал научные труды на стыке психологии и экономики. В своей новой книге он описывает эффект «пик – конец»: мы хотим, чтобы повесть нашей жизни была зрелищной, а герои – достойными, и не задумываемся о ее продолжительности, своих и чужих чувствах. В результате наше ощущающее «я» проигрывает вспоминающему «я». Кроме того, Канеман обстоятельно анатомирует интуитивное мышление, связанные с ним ошибки-шаблоны и вновь настаивает, что рациональные экономические решения – пустышка.
«Наука удовольствия. Почему мы любим то, что любим» Пола Блума
Девочки-подростки с удовольствием кромсают себя лезвием. Некоторые мужчины всем семейным благам предпочитают проституток и кожаные плети. Обыватели часами торчат перед телевизором и завороженно глазеют на фотографии с мест грандиозных аварий. Профессор психологии Йельского университета Пол Блум в своей книге «Наука удовольствия» объясняет, почему мы наслаждаемся дискомфортом и болью, играем в видеоигры на стороне зомби-нацистов и радостно давим виртуальных пешеходов. Садистские пытки в кино, фото обнаженного Брэда Питта, вино за $200 (которое, разумеется, лучше, чем аналогичная бутылка за восемь) – эти привязанности, считает Блум, – встроенная функция нашей психики, не связанная ни с катарсисом, ни с высвобождением эмоций. Его книга вобрала главы, посвященные любви к еде и сексу, порнографии и абстрактной живописи, к зрелищам, науке и религии. Удовольствие от таких вещей – сумма эмоций и воспоминаний, которая заставляет нас повторять этот опыт.