Последняя неделя июня — дни грома для американского продюсера и режиссера Майкла Бэя. 26 июня в прокат вышли его «Трансформеры: Эпоха истребления». 24 июня состоялась презентация нового ролика из спродюсированных Бэем «Черепашек-ниндзя», тут же наделавшего шуму в интернете. А 22 июня на канале TNT стартовал милитаристский сериал «Последний корабль», на котором Бэй служит исполнительным продюсером. Таким образом главный голливудский пиротехник этим летом имеет отличные шансы заработать себе и своим партнерам за $2 млрд и сделать революцию на ТВ, которое в последнее время превратилось в приют драмы. О чем еще мечтать выпускнику киношколы, дипломной работой которого была короткометражка про Porsche, а первым заказчиком — отдел видео журнала Playboy?
Роман Уильяма Бринкли, лежащий в основе сериала, рассказывал об экипаже американского военного корабля, застигнутом врасплох атомной войной всех против всех.
Приказы из Пентагона и Вашингтона больше не приходят, человечество пропало с радара, выжившие спешат согреться перед ядерной зимой. Книга вышла в 1988-м, когда «холодная война» казалась делом пройденным. Сериал был задуман в 2013-м, когда уже можно было понять, что она снова не за горами.
Но сюжет все же скорректирован: ядерных ударов по Орлу герои «Последнего корабля» пока не наносят.
Действие перенесено в наши дни, а главным врагом американцев назначен бескомпромиссный вирус, выкосивший уже 80% населения Земли. Экипаж эсминца «Натан Джеймс» о катастрофе пока не знает, потому что последние четыре месяца провел в водах Антарктиды, охраняя загадочную научную миссию и сохраняя тишину в эфире. Когда на экспедицию напал русский спецназ, а начальница ученых (героиня боевиков Рона Митра) призналась, что ищет лекарство от самой страшной чумы, капитан корабля (Эрик Дэйн, похожий разом на всех военных из фильмов Бэя) все же решил выйти на связь с центром. И узнал, что США уже нет, президент мертв, правительство прячется в бункере, большинство моряков уже никто не ждет дома, а в многострадальной России анархия, поэтому на ее спецназ не стоит обижаться.
«Последний корабль» страшно интересен по двум причинам. Во-первых, это едва ли не самый зрелищный, технологичный и дорого сделанный сериал года.
Уже в пилотной серии происходят эффектные битвы в воздухе, на воде и на суше.
Военные грозно бряцают самым современным оружием и щеголяют сияющей формой. События разворачиваются то в Африке, то в Антарктиде. Для съемок проходного эпизода арендуется целый корабль-музей размером с «Титаник». Бэй, автор «Скалы», «Перл-Харбора» и «Трансформеров», умеет эстетизировать армейское дело как никто другой. Поэтому «Последний корабль» выглядит и звучит, словно военный парад: грозно, торжественно и технически безупречно.
И сопровождается патриотическими речами не хуже тех, что произносили герои Шона Коннери и Эда Харриса в «Скале».
Во-вторых, этот сериал явно предупреждает о грядущей «холодной войне». Еще в прошлом году русские в Голливуде были скорее союзниками, чем врагами: доблестно сражались с монстрами в «Тихоокеанском рубеже», вызывали уважение в «Гравитации», помогали в «Мировой войне Z». Теперь все иначе: пять наших вертолетов со спецназом на борту атакуют женщину-ученого и пару ее телохранителей, но терпят сокрушительное фиаско, даже никого не ранив. Это обидно, зато приятно другое: в сообществе сериала на фейсбуке самые обыкновенные американцы живо протестуют именно против роли русских в сериале. Причем главная их претензия, как ни странно, заключается в том, что наши соотечественники показаны плохими стрелками и никудышными тактиками.
Зрители этой условности не верят и требуют, чтобы русский spetsnaz в сериале был компетентным, грозным и смертоносным — таким, каким они привыкли видеть его в новостях.
Вряд ли эта коллективная мечта осуществится, но сериал завораживает и без нее. Конец света, теория заговора, детективная интрига, уже наметившаяся любовная линия, кругосветное путешествие и двести с лишним человек в тесном пространстве — слагаемые верного успеха. Вопрос лишь в том, в какой степени кабельный канал TNT сумеет монетизировать эту историю. TNT входит в империю Time Warne и присутствует в телепакетах почти 100 млн американских домохозяйств, но его последние эксперименты с сериалами не внушают оптимизма. Затягивающие, как проза Джеймса Эллроя, полицейские триллеры о Лос-Анджелесе «Южные территории» и «Город гангстеров» были закрыты из-за низких рейтингов. Серьезный слоган «We know drama» сменился на авантюрный «Boom». Первый в перезаряженной обойме канала боевик смог привлечь около 6 млн зрителей. Если «Последний корабль» не пойдет ко дну в дальнем плавании и прибавит морских узлов, то Бэй может быть доволен. Серьезные фильмы, вытесненные им в свое время из кинотеатров, снова в беде: великий трансформер выследил их и на ТВ и уже навел свою пушку.