Одна из самых известных работ стрит-арт-художника Бэнкси «Шпионская будка» может быть демонтирована со здания в британском городе Челтнеме. В апреле этого года на одной из стен частного дома вокруг телефонной будки художник изобразил трех человек в одинаковых плащах, шляпах и темных очках, занимающихся подслушиванием разговоров в будке. В июне Бэнкси признал, что работа сделана им, и она тут же стала одной из главных достопримечательностей города.
Сейчас «Шпионская будка» оказалась в центре скандала: владелец здания решил продать граффити одной из лондонских галерей. Об этом стало известно, когда вокруг работы начали возводиться леса.
Рабочие сообщили, что картина будет демонтирована в два этапа и перевезена в Лондон и что хозяин здания планирует выручить за «Шпионскую будку» порядка £1 млн.
Новость всполошила жителей Челтнема, где находится одна из штаб-квартир британской разведки — Центр правительственной связи. Горожане высказались против демонтажа работы Бэнкси и организовали дежурство, чтобы не дать увезти «Шпионскую будку». Политик Мартин Хорвуд из челтнемской Либерально-демократической партии выступил с публичным заявлением против перемещения работы Бэнкси.
Потом за дело взялся владелец галереи Bankrobber Роберт Бартон, который занимается организацией выставок Бэнкси по всему миру.
Бартон договорился с владельцем здания о сохранении «Шпионскую будку» на месте.
По словам Бартона, хозяин дома сам обратился к нему за помощью, после того как на него посыпались письма с угрозами и оскорбительные телефонные звонки от противников демонтажа картины. Бартон отметил, что сделка составила шестизначную сумму, ее планируют собрать местные компании и горожане.
«Владелец пытался продать работу через лондонскую галерею. Он нашел покупателя-спекулянта, который готов был торговаться до семизначных цифр», — заявил Бартон.
При этом он отметил, что Бэнкси к этой продаже никакого отношения не имеет.
Интерес владельца дома в Челтнеме к продаже «Шпионской будки» объясним: авторское право на поле «вандального» стрит-арта работает с трудом, а тут у хозяина на стене оказалась работа, оцененная в миллионы фунтов. В 2007 году полотно Бэнкси по мотивам его граффити «Keep It Spotless» было продано на аукционе Sotheby's за $1,87 млн при эстимейте в $350 тыс. Другая его работа, «Simple Intelligence Testing» 2000 года, была продана там же за чуть меньшую сумму, примерно $1,3 млн, в 2008-м.
Но Бэнкси — не первый и точно уж не единственный уличный художник, которому удалось из «марателя стен» превратиться в едва ли не самого известного уличного художника в мире.
Одним из самых ярких примеров такого «перевоплощения» стал Жан-Мишель Баския, который начал свою карьеру в Нью-Йорке как художник граффити в 1980-х, а посмертно (он умер в 1988 году в возрасте 27 лет) стал иконой неоэкспрессионизма и примитивизма. Работы Баския на холстах находятся в коллекциях Мадонны, Леонардо ди Каприо. А в 2012 году его работа «Без названия» (1981) была продана с аукциона за более чем $16 млн.
Американский художник и общественный деятель Кит Харинг тоже начинал с граффити: он с удовольствием разрисовывал стены подземки в Нью-Йорке, его работами любовались жители Амстердама, Сиднея, Парижа, Берлина и других городов. Харинг еще при жизни прославился как альтернативный художник.
Он дружил с Энди Уорхолом и Мадонной, работал с писателями Тимоти Лири и Уильямом Бэрроузом.
Будучи больным СПИДом, Харинг организовал фонд помощи больным детям, а уже после смерти от этой болезни в 31 год стал одним из важнейших художников современного искусства: его работа 1982 года была продана за $2,8 млн. Но еще больше ценятся его работы в метро, сделанные им в то время, когда Харинг только начинал свой путь.
Кажется, не только работы Бэнкси легко узнаваемы даже теми, кто никогда не смотрел на стены. Портрет Барака Обамы в красно-синих тонах и со словом «Надежда» (Hope) работы уличного художника Шепарда Фейри стал одним из символов предвыборной кампании нынешнего президента США в 2008 году. Благодаря этой картине Фейри стал самым влиятельным художником современности по версии журнала ART+Auction. Работая в стиле поп-арт,
Фейри прославился еще и созданием одного из самых популярных интернет-мемов — портрета рестлера Андре «Гиганта» с подписью «Повинуйся» (Obey).
Сегодня у художника в послужном списке несколько приводов в нью-йоркскую полицию и работы в коллекциях Музея современного искусства MoMA и Смитсоновском институте.
Самым богатым уличным художником, впрочем, является не Бэнкси, работы которого имеют массовый успех. Им стал Дэвид Чоу, которому достаточно было понравиться только Шону Паркеру и Марку Цукербергу из Facebook. Когда его пригласили сделать несколько работ для штаб-квартиры начинающего стартапа, Чоу предложили расплатиться наличными или акциями. Художник выбрал акции.
И не прогадал — его состояние в акциях Facebook оценивается в $200 млн.
А про то, как Чоу из иллюстратора порножурналов превратился в международно признанного художника, известный голливудский фотограф Эстебан Ориол снял документальный фильм «Грязные руки: Искусство и преступление Дэвида Чоу».