Международная биеннале молодого искусства проводится в Москве уже в четвертый раз. Она не претендует на всеобъемлемость или утверждение и признание отдельных художников. Своей задачей фестиваль видит демонстрацию порывов и иногда прорывов в искусстве — часто наивных, но при этом сильных в своей искренности.
В этом году куратором мультивыставки стал Дэвид Эллиотт, британский искусствовед и критик, чьи экспозиции от Европы до Австралии неизменно вызывают большой резонанс. Он предложил в качестве темы биеннале романтический слоган «Время мечтать» и отобрал произведения для главной выставки.
Основные стратегические проекты разместятся на трех площадках биеннале — в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), Московском музее современного искусства (ММОМА) и универмаге «Цветной», который, похоже, намерен стать новой точкой на столичной карте актуального искусства.
Помимо основной программы биеннале включает массу спецпроектов и параллельную программу — Международная биеннале молодого искусства определенно станет главным событием лета в области contemporary art в Москве. «Газета.Ru» выбрала пять выставок биеннале, посетив которые, можно понять, чем дышит и как мыслит новое поколение художников.
Мечтающие машины
Где: ГЦСИ
Этот проект объединил шестерых молодых художников из разных стран, которые представили свои размышления на тему механического разума. Старая мечта фантастов и ученых об искусственном разуме и чувственных механоидах воплощается в фантазиях художников на тему машин, свободных в проявлении чувств и эмоций.
Видеоинсталляции, арт-объекты рассказывают о механизмах более антропоморфных, чем человек, о кибермыслях и киберчувствах, не постижимых человеческим разумом и не вписанных в человеческий опыт.
Краткая история памяти (Таиланд)
Где: ММОМА
Три художника из Таиланда создали фильмы о родине во всей ее красоте и противоречиях: о людях, беспорядках на улицах страны и поисках национальной идентичности.
Тулапоп Сенгароэн рассказывает свою историю от имени покойного отца, отдавая дань конфуцианского почтения старшему поколению. Нонтават Нумбенчапол выискивает древнюю тайскую сказку в галлюциногенных образах, демонстрируя процесс манипулирования понятиями веры, национальной идентичности. А Чулиэрннон Сирипхол затрагивает трагическую тему раскола народа. В его фильме мать рассказывает о гибели сына во время политических протестов 2009 года.
Эксплуатация воображаемого (Украина)
Где: ММОМА
Киевский Центр визуальной культуры представляет проект украинских художников «Эксплуатация воображаемого» — художественную рефлексию на тему социальных процессов, происходящих в постиндустриальном обществе. Как политика становится воображаемой, коммуникация между властью и обществом виртуализируется — за этими процессами наблюдают украинские художники, развивая тенденции современности и удлиняя их в абстрактное будущее, утопическое или антиутопическое.
Астар (Азербайджан)
Где: ММОМА
«Астар» в переводе с азербайджанского означает «подкладка» (это название одной из работ на выставке). Подкладка как основа — это понятие кажется куратору выставки Наиле Аллахвердиевой наиболее подходящим для понимания творчества молодых азербайджанских художников. В своих работах они ищут основы и законы бытия, общие для всех.
В то время как старшее поколение бакинцев рефлексирует на тему национальной идентичности, молодые изучают мир таким, какой он есть, а не каким он был. Личные и универсальные высказывания, не отягощенные прошлым, но наполненные чисто детским любознательным интересом к тому, как все устроено и что это все значит, присущи работам молодых художников. Они тоже изучают прошлое — советское наследие и традиции своего народа, только не с точки зрения утрат или приобретений, а с позиции свободного человека, который изучает устройство мира.
Русский Адидас
Где: ММОМА
В рамках параллельной программы биеннале выставка художников Игоря Старкова и Дарьи Андреевой «Русский Адидас» рассказывает об экспедиции на Псковщину, в город Невель. Его градообразующим предприятием является фабрика по пошиву одежды марки Adidas. Международный бренд плотно вписался в культуру затерянного на просторах России городка, став своеобразным элементом национального костюма жителей Невеля и социальной метой, делящей на своих и чужих.
Экспозиция из фотографий, видеофильмов, графики вызывает странное чувство потусторонности: современный Невель — это целая страна, только из 1980-х, когда бренд Adidas был четким показателем крутизны и принадлежности к какому-то другому, лучшему миру. Но теперь в Невеле марка тоже показатель принадлежности, только не к другому и лучшему миру, а к своему и такому, какой есть.