В дни открытия Московского кинофестиваля, приходящиеся обычно на вторую половину июня, российская столица, ну или по крайней мере Пушкинская площадь, как будто лишается своих претензий на мировой статус и напоминает провинциальный город, в который приехал заграничный цирк-шапито. Неспешная охрана, перебрасывающаяся шутками по рации; лениво подъезжающие лимузины со звездными или сановными гостями и наполовину перекрытая для этих целей Малая Дмитровка. Интересно, что на зарубежных фестивалях именно подъезд автомобиля со звездой к месту проведения церемонии является моментом ее приветствия. В Москве же автомобили подъезжают тайно,
из них могут выйти одетая в белое конкурсантка Валерия Гай Германика или просто звезда Марат Башаров, исполнитель роли Ходора в сериале «Игра престолов» Кристиан Наирн или инди-продюсер Сэм Клебанов,
но всем им приходится проходить через рамки и толпиться перед выходом на красную дорожку.
Лейтмотивами самой церемонии в этом году стали наложенные на Россию санкции и 90-летие ВГИКа. О санкциях на ней не говорил разве что министр культуры Владимир Мединский, открывавший церемонию: он зачитал приветствие фестивалю от Владимира Путина, а после довольно неформально поприветствовал создателей фильма «Красная армия», вспомнив другое название российской хоккейной сборной 1980-х — «Красная машина». Зато сам Вячеслав Фетисов, главный герой фильма-открытия, назвал нынешние санкции репрессиями и отметил, что в нынешние времена картина о том, как за «железным занавесом» изобрели самый свободный стиль игры в хоккей, становится актуальной как никогда.
«В глазах всего мира мы были агрессорами, но ведь хоккей по своей природе агрессивный вид спорта», — заметил сенатор-хоккеист.
О том, что санкции повредили фестивалю, говорил и президент ММКФ Никита Михалков — и со сцены, и позже в беседе с «Газетой.Ru». «По мере того как мы готовили фестиваль, мы стали замечать, скажем так, некое угасание желания приехать у ряда приглашенных нами звезд и значимых фигур», — рассказал оскароносный режиссер. —
«Но, слава богу, история с санкциями началась немного загодя, так что у нас было время немного переиграть и церемонию открытия, и программу самого фестиваля».
Со сцены начальник ММКФ говорил более весело: «Никто, кроме нас, не сделает нашу работу, не снимет наши замечательные фильмы». Правда, и в разговоре с «Газетой.Ru» Никита Сергеевич нашел позитив в том положении, в каком оказался фестиваль. «Мне так, кажется, даже легче, — сообщил Михалков. — Не нужно суетиться над тем, любят здесь заграничную звезду или нет, приедут ли с ним 50 человек».
«У нас есть возможность обойтись подножным кормом», — резюмировал он.
Эта проблема, однако, кажется надуманной независимому продюсеру, президенту компании «Другое кино» Сэму Клебанову: «Все эти разговоры о санкциях — для красного словца, чтобы вписать мероприятие в патриотический контекст». По словам Клебанова, кинофестивальное движение продолжает существовать вне рамок и ограничений и никакие политические меры работу ММКФ серьезно осложнить не должны.
По словам Михалкова, именно корректировка сценария позволила простимулировать молодежь и подсветить другую, важную для России дату — 85-летний юбилей ВГИКа. Кузнице кинематографических кадров признавались в любви выходившие на сцену ее выпускники Алена Бабенко и Артем Михалков и выпускники сопредельного театрального вуза Ксения Кутепова и Андрей Мерзликин, к которым в разное время переходил микрофон ведущего. А студенты начальных курсов российской киношколы подготовили танцевальный номер, посвященный их альма-матер. Каждое упоминание ВГИКа встречалось частью публики криками «ура» и овациями.
Впрочем, самую серьезную овацию заслужил председатель жюри Глеб Панфилов, отмечающий в этом году свой 80-летний юбилей: его появление зал встретил вставанием.
«Очень взволнован, — поблагодарил Панфилов. — Очень хочется продолжать снимать кино, есть конкретные планы».
Михалков надел на Панфилова цепь, которая символизирует председательство в жюри, и произнес свою уже ставшую традиционной шутку о том, что в конце фестиваля регалию придется вернуть.
Ну а в финале церемонии на сцену вышли создатель фильма-открытия «Красная армия» Гэйб Полски и его герой — Вячеслав Фетисов. «Этот парень мешал и надоедал мне, — сообщил сенатор, кивая на американского режиссера. — Но первое же интервью, которое планировалось уложить в двадцать минут, продолжалось восемь часов». «Парень» из Чикаго на приличном русском благодарил своего героя за выдержку, а фестиваль — за честь и доверие.
Продюсер Сэм Клебанов в разговоре с «Газетой.Ru» перед сеансом поддержал решение организаторов открыть кинофестиваль документальной лентой. «Этот неигровой фильм обладает всеми достоинствами игрового, — прокомментировал продюсер выбор программной дирекции ММКФ. — В нем есть яркие герои, неожиданные повороты и огромный драйв. Это очень хороший фильм, который здесь, в Москве, явно встретит заинтересованную, открытую для восприятия публику».
Рецензию «Газеты.Ru» на фильм Гэйба Полски «Красная армия» можно прочитать здесь.
Читайте также завтра, 20 июня материал «36 фильмов 36-го Московского кинофестиваля» — гид «Газеты.Ru» по конкурсным и внеконкурсными программам ММКФ