Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Первым делом дирижабли

Выставка «Авангард и авиация» в Еврейском музее

В Еврейском музее открылась выставка «Авангард и авиация» – блокбастер от искусства со спецэффектами, нарочно написанной для него музыкой и кадрами из кинохроники, оттеняющими работы Родченко, Дейнеки и Ермолаевой.

Экспозиция «Авангард и авиация» дробится на три раздела и строго подчиняется композиции: модели летательных аппаратов отделены от агитационных плакатов Александра Родченко и фотографий пантеона летчиков-испытателей.

Советская технологическая утопия, мутируя, двигалась от космоса к быту, а не наоборот: от «Летающего пролетария» Маяковского – к «сталинским соколам».

Поэтому к серебристым дирижаблям Александра Лабаса, супрематическим работам Николая Суетина и снимкам фотографа-классика Эммануила Евзерихина на выставке в Еврейском музее добавились нарисованная Родченко обертка для печенья «Красный авиатор», настольная игра «Спасение челюскинцев» и модели воздушных винтов.

Первая ее глава – безмоторный «Летатлин» инженера-пророка Владимира Татлина, который, правда, не полетел и из Музея ВВС теперь практически не вывозится. На выставке «Авангард и авиация» он присутствует лишь на афише – в качестве упрека в несбывшемся всеобщем технологическом счастье. Эпилогом становится самолет-гигант «Максим Горький» – агитационная махина, ставшая воплощенной сталинской амбицией и разрушившаяся прямо в воздухе в 1935 году.

Тот русский авангард, который представлен на выставке, играл (подобно футуризму в Италии) роль художественной терапии, врачевания травмы прогресса. Автомобиль, самолет, телевизор отменили безусловную ценность личности и вывернули наизнанку античный идеал.

Поэтому демонстрирующие бодрость тела и духа физкультурники на фотографиях Родченко напоминают не римского дискобола, а совершенную машину из мышечной ткани.

Мозаика из поездов, дирижаблей и самолетов Лабаса нередко оказывается цветастой электрической схемой.

Но если итальянские футуристы во главе с Маринетти хотели разгромить музеи-кладбища и упразднить диктатуру старьевщиков-антикваров с их ветхими традициями, то русские авангардисты мечтали о небе, силились очеловечить технику, чтобы с ее помощью преодолеть смерть и прорваться в надмирное пространство.

Это объясняет появление на исписанных цитатами из Малевича и Циолковского стенах страниц из книг мыслителя Николая Федорова – адепта «философии общего дела» и русского космизма, назначившего современными пророками ученых.

Пропагандистской библией таким новоявленным пророкам служила представленная на выставке «Индустрия социализма», которую оформил Эль Лисицкий, – сложносочиненная полиграфическая конструкция с многостраничными разворотами, коллажами и вклейками, посвященная VII Всероссийскому съезду Советов. Эти фотографии работниц и сталеваров, вплетенные в кожаный корпус книги и обрамленные металлическим ободком, напоминающим корпус самолета, подтверждают тезис, что конструктивизм вырос из модели аэроплана.

Таким образом, помещенные в контекст выставки супрематические опыты Суетина и Чашника перестают быть заумью и превращаются в скелет машины, приобретший абстрактную форму. В таком смысловом упрощении, в крикливых технократических лозунгах агитационных плакатов из серии «Что ты сделал для воздушного флота?!» слышится не механистическая романтика, а мелодраматизм.

В результате техника проиграла искусству, потому что константой искусства русских авангардистов была мечта, а не протест.

В машине они искали скульптуру, а не рев мотора – механическую стихию, сметающую отжившие свое эстетские тонкости XIX века. Отсюда и не всегда уместная гипнотическая статичность в их изображении великого будущего, законсервированный триумф советской промышленности. Неспроста, уловив дух времени, уже упомянутый Татлин, например, заявлял, что его летательные конструкции ничуть не хуже Венеры Милосской.

Новости и материалы
В Петербурге суд арестовал активы немецкого Коммерцбанка на €94 млн
На Украине тестируют электронную очередь в военкомат
Айза пожаловалась, что не может отдалиться от Гуфа и Анохина
Во Франции рассказали об отчаянном шаге Киева
Первый запуск пилотируемого космического корабля Boeing Starliner отложили в третий раз
Украинцам за границей повестки пришлют по электронной почте
Наталья Подольская вспомнила, как Слава подарила ей концертный наряд на «Фабрике звезд»
Помощники Трампа готовят крупнейшую депортацию мигрантов из США
«Попа как трамвай»: Лера Кудрявцева рассказала о способе быстро поправиться
Преступник с оттопыренными ушами и желтыми зубами сбежал из колонии в Ярославле
Мать Тимати о его возлюбленной: «Хороший человек»
Ученые выдвинули новую теорию о загадочной природе черных дыр
В коде приложения украинского МО обнаружили строки о школе и домашних заданиях
«Динамо» выразило желание подписать контракт с Джикией
Стали известны подробности ремейка первой части Resident Evil
Число пострадавших при обстреле Скадовска в Херсонской области выросло
Юлия Меньшова стала ведущей нового шоу после пяти лет перерыва на ТВ
Участница «Новой фабрики звезд» обиделась на Жукова из-за сравнения с конкуренткой
Все новости