Архитектурная биеннале в Венеции, главное архитектурное событие в мире, стартовала с вручения Золотых и Серебряных львов, присуждаемых лучшим национальным выставкам.
Международное жюри, в которое входят архитекторы, критики, искусствоведы, оценивало 65 экспозиций. Именно столько стран участвует в главном архсобытии мирового масштаба. Перед ними стояла задача представить эволюцию национальной архитектуры за последние сто лет и поразмыслить над тем, как от сугубо местного, уникального архитектурный язык двигался к универсальному.
Куратор биеннале архитектор Рем Коолхас сформулировал тему национальных экспозиций: «Как архитектура стала современной: 1914–2014».
«Золотого льва» архитектурной биеннале получила экспозиция Южной Кореи. Кураторы национальной выставки представили архитектуру полуострова в самый сложный исторический момент — разделение единого народа на две враждующие страны. Выставка включает произведения архитекторов, урбанистов, поэтов, писателей, фотографов, режиссеров и художников, которые представляют различные точки зрения на одну геополитическую реальность через призму архитектуры.
«Серебряного льва» удостоилась лаконичная выставка Чили. Столетнюю эволюцию архитектуры кураторы экспозиции представили через современную архитектурную единицу — бетонную панельную стену. Фокус на этом образе помог чилийцам показать движение времени и архитектуры в разных идеологических и политических контекстах.
Российскую экспозицию в национальном павильоне в садах Джардини, который был построен сто лет назад по проекту архитектора Алексея Щусева, формировал Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Кураторами выставки выступили культуролог Антон Кальгаев, архитектор Дарья Парамонова и журналист Брендан Макгетрик. Они придумали архитектурный перформанс, сочетающий статичную экспозицию и театральное действо, создавая атмосферу коммерческой выставки-ярмарки. Проект носит название Fair Enough: Russia's past our Present.
На этой своеобразной «коммерческой выставке» продавались не товары, а идеи — архитектурные идеи ХХ века, которые генерировались в царской России, Советском Союзе и Российской Федерации. Для двух десятков проектов были придуманы компании с логотипами, рекламной продукцией, стендами. Статисты, которых готовил для перформанса обладатель «Золотой маски» режиссер Филипп Григорьян, создавали деловую атмосферу и рассказывали посетителям о представленных идеях.
Жюри оценило идею «Стрелки» — российская экспозиция удостоилась специального упоминания на церемонии награждения за представление современным языком коммерциализации архитектуры.
Специальных упоминаний удостоились также выставки Франции (за демонстрацию успехов и краха утопических идей современности) и Канады (за изучение того, как архитектура приспосабливается к климатическим условиям и адаптируется под запросы и историю малых народов).