В Нью-Йорке 1980-х – таком, каким нас заставили полюбить его «Король комедии» Скорсезе и «Хранители» Снайдера, – есть район Фейблтаун, в котором живут необычные люди. Выглядят они как мы, но только до тех пор, пока пьют вещество гламур – эликсир, маскирующий их фольклорную сущность. В остальное время это герои сказок и книг – Белоснежка и гномы, Красавица и Чудовище, Синяя Борода и Кровавая Мэри. Много лет назад невыясненные обстоятельства (что-то вроде государственного переворота) заставили их эмигрировать из мифологического пространства в реальность. Человеческие роли они играют с максимальным погружением: Русалочка – девушка по вызову, у Дровосека сексуальная фиксация на Красной Шапочке, Белоснежка вкалывает в районной управе, младший из трех поросят спился и живет на кушетке у Серого Волка, тот ведь сдул его домик.
Сам Серый Волк работает местным шерифом.
Дел у него невпроворот: ведьмы варят нелегальный гламур, иммигранток склоняют к проституции, сказки победнее отказываются маскироваться на людях, а какой-то маньяк отрезал голову девушке, которую все считали Красной Шапочкой. Она, правда, оказалась героиней другого романа, скучной немецкой байки, но жители Фейблтауна все равно насторожились. И не зря: головы полетели с плеч долой одна за другой.
Криминальный нуар со сказочными героями, живущими в реальном мире, – идея на миллион.
Даже странно, что между выходом фильма «Кто подставил Кролика Роджера» (1988) и комикса «Fables» (2002), на котором основан «Wolf Among Us», прошло почти 15 лет. Впрочем, не исключено, что новеллист-график Билл Уилленгем вдохновлялся не кино, а играми. В 1999-м был сделан замечательный квест «Discworld Noir» – мрачная нуар-адаптация юмористического фэнтези Терри Пратчетта с ведьмами, оборотнями, шляпами и плащами.
«Wolf Among Us» – история примерно о том же: о неожиданной глубине архетипичных героев, о наивности детских сказок и о том, что никто на самом деле не хочет взрослеть. У проекта суровый рейтинг 16+:
в отношениях героев есть откровенный сексуальный подтекст, без мата обходится разве что Русалочка, тихий старикашка может оказаться изощренным маньяком, а Волк, если его довести, прольет много крови.
Собственно, вся игра сводится к выбору реакций клыкастого шерифа на чужие реплики и поступки. Можно быть терпеливым и взвешенным, можно – прямолинейным и жестоким, а можно – хитрым. На прохождение это почти не влияет, но сказывается на самочувствии игрока: иной раз оторвешь кому-нибудь руку – и чувствуешь себя нехорошим человеком, редиской. И наоборот: пойдешь на уступки – и прослывешь тряпкой. Таким эмоциональным фоном «Wolf Among Us» обязана трем вещам – несвойственной играм театральности, сильным актерским работам и визуально-музыкальному ряду. Благодаря последним кажется, что смотришь «Море любви» с Аль Пачино. Этот интереснейший нуар еще и грамотно подают: новые эпизоды выпускаются раз в пару месяцев, а проходятся всего за полтора-два часа. Головоломки и боевые сцены при этом предельно простые. Задачки сводятся к методичному поиску улик и внимательным допросам. А драки – к яростному стуку по паре клавиш.
И правильно, зачем отвлекаться на рутину, когда можно погрузиться в сказку?
Фольклор тут, кстати, препарируют с постмодернистским рвением, которое уже давно считается неприличным. Герой-дровосек, оказывается, собирался не спасти бабушку Красной Шапочки, а ограбить. Волк, брюхо которого набили камнями, был безвольной жертвой своих первобытных инстинктов. А Белоснежка, пока лежала в коме, пережила такое, о чем ей лучше и не знать.
«Wolf Among Us» – спекуляция, но блестящая, с ложным психологизмом, но лучшим во всей индустрии детективным сюжетом. И явно захватывающими перспективами: проект хорошо продается, а остроумная концепция позволяет воспроизводить фольклорные сюжеты в современной Америке еще не один сезон.
Не исключено, что «Wolf Among Us» протянет даже дольше, чем сериалы «Гримм» и «Однажды в сказке».
По крайней мере, главное преимущество игр над ТВ – необходимость брать на себя ответственность за развитие характеров и событий – он использует на полную катушку. И телевидение к этому явлению присматривается. Студия Telltale Games, выпустившая игру, уже работает над интерактивными версиями «Ходячих мертвецов» и «Игры престолов».
Четыре эпизода «Wolf Among Us» уже доступны для ПК, PS3, Xbox 360 и iOS.