В Петербурге концертом-состязанием танцоров и раздачей «Хрустальных ног» лауреатам завершился XIII международный фестиваль балета Dance Open. Программа фестиваля этого года была щедра: на сцене Александринки танцевали брутально-мускулистые американцы из труппы Complexions, ехидные французы привезли балет Биаррица, был Национальный балет Нидерландов. Ну а публика штурмовала театр во все дни фестиваля; особенный ажиотаж случился в последний вечер.
По итогам выступлений именно на этом завершающем гала международное жюри решало, кто из артистов станет мисс и мистером «Выразительность» и «Виртуозность», кого наградят за лучший дуэт и кто получит Гран-при. Денег никаких к этим титулам не прилагается, приз представляет собой хрустальную копию ножки Анны Павловой (от чуть выше щиколотки до горделиво воткнутого в подставку же пуанта). Жюри фестиваля возглавляет живой классик — 81-летний патриарх голландского балета Ханс ван Манен; а рядом с ним кроме руководителей трупп Большого и Мариинки сидят лишь совсем недавно распрощавшиеся со сценой мировые звезды — Владимир Малахов и Мануэль Легри. Репертуар правилами не ограничен: исполнители трехминутных соло и больших па-де-де оцениваются на равных.
Приз «Виртуозность» жюри вручило паре из Большого театра — Кристине Кретовой и Семену Чудину.
Конечно, на них поработал артистический директор феста — хореограф-реставратор Василий Медведев: он поставил большую развернутую композицию по мотивам несохранившегося балета Мариуса Петипа «Синяя борода», ну а московские артисты аккуратно воспроизвели игру в балет имперский, эффектный и лукавый.
«Мистером Выразительность» стал мариинский премьер Владимир Шкляров, исполнивший с Викторией Терешкиной летучее баланчинское па-де-де на музыку Чайковского. Выражать в нем ничего особенного не требуется (не драмбалет же!) — ну кроме счастья от полета, от того, что ты так ловок, что вовремя подхватываешь партнершу и точно чувствуешь музыку.
Шкляров, буквально в последние несколько лет выросший в лидера труппы и сохранивший при этом в танце какие-то совершенно мальчишеские черты, статуэтку получил заслуженно.
Но если бы приз можно было распилить, то кусочек следовало бы отдать Эрику Андервуду из английского Королевского балета — он с Мелиссой Хэмилтон не только станцевал, но и сыграл мрачный и захватывающий дуэт из готического балета Уэйна Макгрегора «Raven Girl».
«Мисс Выразительность» стала Мисти Копланд из American Ballet Theatre.
В номере «Паганини», поставленном Марсело Гомесом, она сыграла девушку, застигнутую скрипичной трелью врасплох и от первой реакции (зажать уши) переходящую к диалогу с этой музыкой. Недовольство подчинением — ноги движутся как бы сами, героиня сопротивляется, — усмешка и гнев, комическое смирение и пробуждение глубинного интереса — хрупкая черная молния, первая афроамериканская солистка в ABT прорезала сцену, дурачилась и чуть-чуть пугала в моменты, когда, кажется, собиралась сопротивляться музыке по-настоящему.
Лучшим дуэтом стала пара, возникшая за сутки до концерта:
именно тогда встретились и стали сводить вместе хорошо знакомый текст па-де-де из «Корсара» Джозеф Гатти, что не принадлежит ни к одной американской труппе постоянно, а предпочитает строить концертную карьеру, и берлинская прима Яна Саленко. Пара, вероятно, легко нашла взаимопонимание: оба ценят атакующий трюковой стиль без оглядки на стилистические тонкости. Но такие размашистые танцы всегда умеют успех у публики, а тут Гатти, по сюжету продающий девушку в гарем, еще мимоходом один из жестов — требований денег обратил прямо в зрительный зал. Публика всхлипнула — и жюри не устояло.
Гран-при, присужденный амстердамской приме Анне Цыганковой (она с Мэтью Голдингом исполнила дуэт из «Сюиты Делиба» в постановке Хосе Мартинеса ), — награда скорее добросовестности, чем яркой индивидуальности.
Но ван Манену, с которым балерина работает в Голландии, вероятно, виднее. Приз же зрительских симпатий, что вручается по результатам голосования зрителей, отметил всегдашнюю любовь дам (а именно они, как известно, составляют большую часть балетной публики) к джентльменам бодрым и веселым. Лидерами опроса стали норвежский премьер Йоэль Карреньо, который так решительно прыгал в па-де-де Дианы и Актеона, словно его самого превратили в оленя, и его голландский коллега Реми Вортмейер, поставивший и исполнивший почти кабаретную шуточку на музыку Оффенбаха. Более тонкие и печальные работы — прежде всего дуэт Игоне де Йонг и Рафаэля Кум-Марке, что, казалось, постепенно растворились в туманном пейзаже прямо на наших глазах, — оказались не столь любимы публикой. Но и она имеет право на выбор — и на вручение собственных «ног».