В закрытом ночном клубе «Газгольдер», где творят русский хип-хоп Баста, Гуф, Тати, Олег Груз, Витя АК, Смоки Мо и Словетский, случается неприятный инцидент: ушлый клофелинщик накачивает наркотиками серьезного человека с объемным портфелем денег. Наличка пропадает, а человек, на беду всех причастных, оказывается вице-президентом фонда добрых дел, которым правят два потомственных чекиста. Силовики, не разобрав, что к чему, наезжают на музыкантов.
Но поскольку те не хедлайнеры «Пикника «Афиши», а псы с городских окраин, прибывшие в Москву из Ростова, то обидчиков ждет изобретательная ответка.
В сценарий спектакля о социальном возмездии рэперы под предводительством Басты (Василия Вакуленко) недрогнувшей рукой вписывают 20 миллионов напечатанных на принтере евро, похищения нелюдей, роковую девушку, паркур, целый арсенал оружия, дымовую завесу и много злых шуток про Путина. В конце представления по-хорошему стоило бы опубликовать обширный список использованной литературы: здесь не только цитируют классику гангстерского кино, но и небрежно ссылаются то на Шекспира, Булгакова, Уэлша и Пелевина, то на, простите, Минаева Сергея и украинского литератора Адольфыча.
Хотя главным источником вдохновения, похоже, была русская радиостанция «Владивосток-FM» из компьютерной игры «Grand Theft Auto IV»
— территория гениального дурновкусия, сентиментального блатняка, сермяжного рэпа и конструктивной самоиронии в духе Васи Обломова.
Первое кино у рэперов из синдиката Gazgolder получилось, разумеется, не таким блестящим, как их социальные манифесты в стихах, например написанный практически в том же составе клип «Свобода». От ошибок, сделанных в сценарии «Газгольдера», предостерегает даже «История на миллион» Роберта Макки — самый популярный и доступный в мире учебник по драматургии. Но авторов, похоже, несло:
они сделали и гламурную пародию на «Мастера и Маргариту» (как будто эту тему не закрыл Пелевин), и шизофренические флешбэки в условный 37-й год (с застенками НКВД).
Пара сцен, кажется, придуманы только для того, чтобы засветить на экране братьев по хип-хопу. И, конечно же, как и в каждом фильме, где большинство актеров-дебютантов играют самих себя за работой, здесь хватает и самолюбования, и ненужного психологического стриптиза.
Все это задевает лишь потому, что на самом деле «Газгольдер» — проявление необычайно свежей творческой силы, которой не хочется желать ничего, кроме терпения и удачи.
Здесь очень энергичная операторская работа, хорошие актерские дебюты, подходящий саундтрек и сценарий, который, когда не занят самолюбованием, способен на очень смелые и точные социальные наблюдения. Русский хип-хоп, может быть, и не поэзия покойного Бориса Рыжего, да и главные правдорубы рэп-эстрады вроде «25/17» в кадр не попали, но он определенно не боится называть вещи своими именами, то есть, вообще говоря, выполнять функцию рока. В какой-то момент Баста формулирует чуть ли не поколенческий манифест:
«Мы никуда не свалим. Свалят они» — фразу, под которой подпишутся миллионы сердитых молодых россиян.
Причем «они» у каждого будут свои — жулики и воры; старцы, мешающие работать; приезжие; гопники; да хоть бы и само творческое объединение Gazgolder.
Лирические герои с юмором и злостью вскрывают (чтобы тут же посыпать солью) кучу социальных нарывов, начиная нотариальными махинациями с бомжами, продолжая лжесвященниками, обналичивающими православие, и заканчивая оборотнями в погонах, поющими путинское Blueberry Hill.
В какой-то момент фильм, ошалев от собственной отваги, даже дает задний ход, и в сюжете появляются правильные силовики, которые до того добры, что отпускают стрелявших в них музыкантов.
Пока что «Газгольдер» — качественный, но абсурдный криминальный трэш, вполне себе «Антикиллер» наших дней. Но у того же творческого объединения вполне может получиться и серия честных, жестких и нравственных фильмов для молодежи. А пока только и остается, что ждать «Восьмерку» Учителя и Прилепина.