Московский манагер Серега (Сергей Светлаков), как следует выпив в клубе, заключает с иностранцами пари. За неделю он доберется до Владивостока, соблазнит проводницу, сфотографируется с тигром на фоне звездопада и заработает миллион просмотров на Youtube – или лишится столичной квартиры и дачи в Переделкине (наследство советской писательской интеллигенции, не иначе).
На беду Сереги, иностранцы оказываются немцами, составившими контракт по всем законам, так что обещания приходится выполнять.
Тем временем в Россию вместе с менеджером (Майкл Мэдсен) прилетает голливудская звезда со славянскими корнями Мила Симоноф (Маргарита Левиева), намеренная сыграть в фильме о русских летчицах из эскадрильи «ночных ведьм». Во Владивосток, где пройдут съемки, актриса будет добираться поездом, разумеется, в одном купе с Серегой. В пути героев ждут любовный треугольник с опасной проводницей (Ингеборга Дапкунайте), русская гулянка, стычка с кавказцами, плавно переходящая в свадьбу,
оргия с ведьмами-нимфоманками и русалами (не русалками) нетрадиционной ориентации и встречи с мрачным карликом (Спартак Кондауров) и машинистом-убийцей (Юрий Стоянов).
Ну и тигры и звездопады.
Дорожные путешествия – идеальные истории для авторов, желающих что-то понять про свою землю. В Америке для этих целей сняты непростой «Беспечный ездок» и наивная комедия «Самолетом, поездом, машиной», у нас как минимум написана поэма «Москва – Петушки». Да что там, о том, что «Россия живет дорогами», догадывается даже реклама РЖД.
Фильм «Скорый Москва – Россия», судя по интервью актера, сценариста и продюсера Светлакова, преследовал те же цели: заставить зрителей покопаться в себе. Как минимум лирические герои этой задаче соответствуют.
Заезжую звезду Милу играет американская актриса Маргарита Левиева, бывший член Олимпийской сборной России по художественной гимнастике.
Ее персонаж – меткая метафора молодых русских космополитов и внутренних иностранцев, воспитанных западной культурой, но порой испытывающих национальный зуд. Манагер Серега же и вовсе национальный герой:
Светлаков, будучи непрофессиональным актером, во всех фильмах повторяется и в конечном счете играет себя. А масштаб заслуженной народной любви к нему точно зафиксирован в прошлогодней комедии «Горько».
Соответствует и режиссер Игорь Волошин. Он автор по-хорошему кошмарного триллера про наркоманов «Нирвана» и патриотичного эпоса «Олимпиус Инферно». В «Скором Москва – Россия» находят применение оба его таланта.
Фильм одновременно и отталкивает, и постоянно напоминает зрителю про широкую русскую душу и национальную гордость.
Про социальную сатиру никогда не угадаешь: то она сулит кару небесную, то, наоборот, отпускает грехи. Предыдущий проект Светлакова «Горько» вроде бы полезный: в него бегущей строкой зашито говорухинское «так жить нельзя». Но до этого Светлаков занимался «Нашей Рашей», и от нее уж точно не было никакого проку. Проверочное слово: «Тагил». Также про сатиру давно известно: чтобы она доходила до народа, она и исходить должна из него.
Поэтому, пока ее эффективность не догадались проверить социологи, можно воспользоваться методом искусствоведов.
В их классификации наивное искусство – это творчество авторов-самоучек, нарушающее классические законы живописи или поэзии, но обладающее художественной ценностью.
Примитивизм же – профессиональное подражание наивному творчеству, использование его стихийно сложившихся приемов в целях большого искусства. Чем наивнее примитивизм, тем сильнее его терапевтический эффект. Телевизионный конвейер «Наша Russia» в наивности не заподозришь. В «Горько» она выражена довольно ярко.
«Скорый Москва – Россия» застрял где-то посередине. Он абсолютно точно не подлый, но и не до конца искренний. В чем-то смелый, но в чем-то растрачивающий себя впустую. Изредка смешной, но не искрометный (что было бы чертой русского гения). И никуда не едет.