Пятьсот страниц делопроизводства и полгода потребовалось следователям, чтобы убедиться в отсутствии состава преступления в действиях художника-акциониста Петра Павленского во время его акции «Фиксация».
«Фиксация» была приурочена ко Дню сотрудника органов внутренних дел: 10 ноября 2013 года обнаженный художник прибил гвоздями свои половые органы к брусчатке на Красной площади. По словам Павленского,
он стремился вывести современное российское общество из состояния апатии, политической индифферентности и фатализма.
Однако заместитель прокурора Москвы Борис Маркин усмотрел в действиях Павленского «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу по мотивам политической, идеологической ненависти и вражды». Действия художника прокуратура посчитала провокационными и оскорбительными.
В течение полугода проводились экспертизы по делу Павленского. Во время следственных мероприятий в отношении акциониста была проведена психолого-психиатрическая экспертиза, сообщает представитель правозащитной ассоциации «Агора», которая занималась защитой художника. Допрос и интервью Павленского, во время которого он разъяснял смысл своей акции, проверяли на психолого-лингвистической экспертизе.
Эксперты из отдела психологических исследований и экспертиз ГУП ЦИАТ в акции Павленского не увидели призывов к насилию, побуждений к насилию, вражде или ненависти. Психиатры отметили, что
Павленский намеревался «продемонстрировать в метафорической форме свое видение общественно-политической ситуации в России, которая представляется автору акции негативной».
Искусствоведческую экспертизу по делу Павленского проводил искусствовед, член экспертного совета премии Кандинского Андрей Ковалев. Он отметил, что действия Павленского следует рассматривать как «политический акционизм» и объект современного искусства: «Творческий метод художника Павленского отличается сочетанием провокативности и продуманным отношением к формальной подаче изобразительного материала». По мнению Ковалева, художник облек свой социальный протест в форму акции, и это адекватное средство для демонстрации гражданской позиции.
Художник Анатолий Осмоловский отметил, что акция Павленского не могла быть политической провокацией: «Павленский совершил осмысленное действие, которое сочетает в себе юмор и трагизм. К этому действию невозможно отнестись однозначно. Искусство не может быть однозначным, а пропаганда может. Оно всегда пытается поставить человека перед выбором».
Самовредительство Павленский сделал основой почти всех своих акций.
Первая его громкая акция «Шов» состоялась 23 июля 2012 года: тогда художник полтора часа простоял около Казанского собора с зашитым ртом и плакатом «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа». Этот день он закончил в кабинете врача-психиатра, который, впрочем, подтвердил полную вменяемость художника. В следующий раз против репрессивной политики властей Павленский выступил через год с акцией «Туша»: раздевшись донага, он обмотался колючей проволокой и лег на асфальт около здания законодательного собрания в Петербурге. Через двадцать минут полицейские «освободили» художника и вызвали ему скорую помощь. По словам Павленского, своими акциями он подчеркивает, что государственная машина все сильнее «впивается в тело индивида».
«Фиксация» — еще одно высказывание, которое продолжило этот ряд радикальных экспериментов с собственным телом, напоминающих и венских акционистов, и Александра Бренера с российскими акционистами 1990-х. Однако только она стала поводом для возбуждения уголовного дела против художника.
В феврале 2014-го Павленский вместе с другими активистами провел акцию «Свобода» в Петербурге в поддержку киевского Майдана: они соорудили баррикаду из автомобильных покрышек и подожгли ее, барабаня палками по металлическим пластинам, чтобы создать иллюзию уличных боев. «Горящие покрышки, флаги Украины, черные флаги и грохот ударов по железу — это песня освобождения и революции», — говорилось в манифесте акции. Через двадцать минут полиция задержала Павленского и еще троих участников акции, однако все обвинения с них были сняты.