Пожилой режиссер Алекс (Александр Стефанович) везет в Париж свою девушку и по дороге развлекает ее рассказами о своей молодости. Молодость, пришедшаяся на вторую половину 1970-х, была бурной и даже богемной: юный Алекс (Владимир Фекленко) работает на «Мосфильме», его фильмы успешны до такой степени, что директор студии (Вадим Андреев) не приказывает ему, а вежливо просит, а секретарь директора (Дина Гарипова) позволяет звонить по служебному телефону. Алекс сотрудничает с Сергеем Михалковым и близко знаком с другими знаменитостями. Еще он без ума от девушки Маши (София Лебедева), дочери партийного функционера, возит ее в Ленинград и показывает город с купола Исаакиевского собора.
Но однажды поэт-песенник Леонид Дербенев (Андрей Рапопорт) знакомит Алекса с молодой, но подающей большие надежды певицей Галлой (Александра Волкова), и это знакомство пусть и не круто, но меняет жизнь и режиссера, и артистки.
Он начинает опекать Галлу, все чаще ругается с Машей (чему способствует позиция ее отца), а у Галлы портятся отношения со знаменитым дирижером (Андрей Подошьян).
Аккурат к юбилею Аллы Борисовны Пугачевой Первый канал начал показ 12-серийного телефильма Александра Стефановича «Кураж», главная героиня которого до степени смешения похожа на примадонну российской и советской поп-сцены, а главный герой — на самого Стефановича.
От сходства, впрочем, никто не открещивается — основой для сценария стал одноименный роман Стефановича, написанный по мотивам событий тех лет.
Стефанович и Пугачева в конце 70-х были женаты, режиссер сделал для певицы сценический образ, снял в своей картине «Пена». Еще Стефанович, как и Алекс из сериала, был весьма успешным режиссером «Мосфильма» и едва ли не первым начал снимать советские мюзиклы с участием тогдашних звезд. Он делал фильмы с Софией Ротару и Михаилом Боярским и вывел на большой экран (хоть и не на первые роли) группу «Машина времени» и персонально Андрея Макаревича.
В общем, есть что вспомнить.
Но «Кураж», конечно, не обычная документалка (в которых, впрочем, Стефанович тоже знает толк), и учить по сериалу биографию Пугачевой было бы противоестественно.
Верить можно только тем фактам, которые и так можно найти в соответствующей статье в «Википедии»: познакомились, поженились, развелись. Все остальное — или почти все — субъективный рассказ Стефановича о том времени, как осторожно сказано в пресс-релизе.
Степень субъективности, к сожалению, зашкаливает, но это самая малая из проблем сериала. Хуже то, что «Кураж» никак не может определиться, о чем он.
Если это история о счастливом случае и о раскрутке молодого и талантливого новичка до звездного статуса, то Пугачеву на момент знакомства со Стефановичем начинающей певицей назвать сложно — она была довольно известной артисткой, выступала на сцене несколько лет, выигрывала конкурсы и уже спела, например, «Арлекино».
Да и сам режиссер, при всем уважении к его таланту, вряд ли может считаться счастливым случаем.
Если же Стефанович задумывал снимок эпохи позднего застоя, то он получился очень тусклым и нечетким — слишком крупными мазками сделано это полотно, слишком велика концентрация на частностях.
Еще оно безнадежно проигрывает на этом поле недавней «Оттепели» Валерия Тодоровского, которая показала все то же самое (пусть и про более ранние 60-е), но ярче, интереснее и, что уж скрывать, более современным киноязыком.
Стать «Оттепелью» про музыкальный бизнес СССР у «Куража» не выйдет ни под каким соусом.
Это даже не лав-стори двух знаменитостей — такие вещи нужно делать вовремя и так, чтобы это было интересно не только членам фан-клуба «Апрель».
Сериал выглядит скорее как сеанс самолюбования режиссера, решившего заодно порекламировать свою новую книгу — аудитория телеканала всяко больше тиража.
Алекс, альтер эго Стефановича, слишком идеален, так как ирония, свойственная Стефановичу-писателю, в сериале теряется напрочь. Экранный же двойник и в пожилом своем воплощении весьма брутален и способен спустить с лестницы охочего до «горячего» журналиста, а в молодости изображен талантливым постановщиком, которого ценит начальство, уважают коллеги и любят женщины.
В общем, будущий классик, слегка взбалмошный и немного фрондирующий советской властью — в меру и на кухне.
На фоне такого совершенства потеряется кто угодно. Более всех — молодая актриса Александра Волкова из «Ленкома», по замыслу вроде бы играющая главную роль. Ее имя, кстати, бог знает по какой причине держалось в строгом секрете вплоть до премьеры; прием совершенно не новый, с успехом использовался, например, для рекламы фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». В случае с «Куражом» он выглядит очевидно лишним — и совсем не потому, что в «Высоцком» был Безруков, а здесь его не оказалось.
Еще одна тайна сериала по замыслу автора заключалась в голосе Галлы, который получился очень похожим на голос Пугачевой; это тоже секрет Полишинеля.
Но все это неважно, поскольку главная роль в «Кураже» одна — у Алекса — Стефановича. Удел всех остальных актеров — либо своеобразное камео, либо же старательное изображение свиты, которая играет короля. Это бенефис одного человека; нынешний «Кураж» Стефанович мог бы снять где-то между «Душой» и «Начни сначала» (которые сейчас можно пересматривать только в научно-познавательных целях) — если бы ему вдруг тогда пришла в голову блажь сделать кино не о других людях, а о себе.