Молодые архитекторы Юлия Бурдова и Ольга Алексакова, соучредители архитектурной мастерской BuroMoscow, и до Триумфальной площади успели заявить о себе. К примеру, они активно занимаются архитектурой муниципальных зданий, превращая унылые однообразные московские «панельки» в дома, на которых, что называется, глаз отдыхает. Пример их размышлений на тему, где москвичам жить хорошо, можно увидеть на улицах Карбышева и Глаголева в Москве, в жилом квартале Ново-Молоково возле МКАД на Каширском шоссе.
Однако площади, а уж тем более исторический центр столицы BuroMoscow еще не доверяли.
Тем интересней кажется победа проекта этой мастерской в конкурсе на обустройство Триумфальной площади — одном из самых скандальных, эмоциональный бэкграунд которого давно вышел за рамки архитектурных кулуаров.
Если рассказывать вкратце, то Триумфальную хотели отремонтировать ко Дню города, то есть к сентябрю 2014 года. Однако историческое и социальное значение площади вокруг памятника поэту Маяковскому столь велико, что отремонтировать тихо, через сайт госзакупок и скрытную бюрократическую машину, не получилось. А получился скандал с участием общественности — блогеров, архитекторов, культурных деятелей. Он и привел к скоротечному и как-то немного запутанному архитектурному конкурсу. Запутанность его проявляется в том, что денег все же выделили на ремонт, а конкурс замахнулся аж на концепцию благоустройства, то есть с перспективами что-нибудь снести или что-нибудь построить. Но итоги конкурса продемонстрировали разумный компромисс между тем, что хотим и что можем сделать с Триумфальной площадью.
В этом смысле проект BuroMoscow лишен радикализма.
Ямы вокруг памятника поэту рыть Юлия Бурдова и Ольга Алексакова не предлагают, картину звездного неба из фонарей над площадью не раскидывают, но при этом их концепция не лишена индивидуальности. В ее основе — ностальгия по Москве 1950–1960-х, той самой, которая прекрасно изображена в «Покровских воротах» и «Я шагаю по Москве». В той Москве был уют двориков и сиреневых садов, а оптимизм по поводу светлого будущего еще не угас. Вот именно это и хотят воссоздать (в эмоциональном плане, конечно) архитекторы BuroMoscow на Триумфальной площади.
Они предлагают разделить площадь на две части.
Там, где сейчас перед гостиницей «Пекин» пестрая выставка достижений мирового автопрома в виде парковки, был некогда театр «Современник». Архитекторы восстанавливать его не предлагают, но на месте парковки формируют сиреневый сад, окруженный пропилеями. Колонны намекают на архитектурный объем, который в прошлом насыщал это пространство. Под садом будет подземная парковка (ее будут строить независимо от проекта).
Второе пространство Триумфальной — собственно площадь вокруг памятника Маяковскому.
Отталкиваться от творчества поэта, памятник которому соблазнил многих участников конкурса обратиться к теме авангарда, архитекторы не стали. Модная сегодня тема не вдохновила BuroMoscow, они про другое задумали — про юность, свободу. Поэтому решили поставить порталы с качелями. Да, на Триумфальной смогут вспомнить детство утонченные барышни в ожидании, к примеру, концерта в зале имени П.И. Чайковского или мужчины в строгих костюмах после какого-нибудь заседания в Министерстве экономразвития России.
Площадь замостят треугольными гранитными плитами трех оттенков серого. В них будут встроены лавочки, которые смогут подниматься и опускаться в зависимости от активностей, которые предусмотрены на Триумфальной. Участникам «Стратегии-31», к примеру, лавочки ни к чему, а зрителям уличных перформансов и концертов пригодятся.
Конечно, качаться на качелях на Триумфальной соблазнительно.
Но надо понимать, что это довольно открытое пространство на пересечении двух загруженных транспортных артерий Москвы — Тверской улицы и Садового кольца. Поэтому архитекторы BuroMoscow закрывают чудесную перспективу на Садовое (с Триумфальной можно было любоваться совершенно волшебным закатом) липами и водным полотном, огораживая площадь, сводя ее от грандиозного московского пейзажа к интимности дворика, вмещая ее в рамки человеческого масштаба.
Сиреневый сад, липы, качели и нетронутый Маяковский — такой будет Триумфальная в представлении BuroMoscow и с согласия заказчиков — комитета по архитектуре и градостроительству Москвы и департамента капитального ремонта. А первые изменения на этом памятном месте Москвы мы увидим уже в сентябре нынешнего года.