6 апреля в США пройдет премьера четвертого сезона сериала «Игра престолов», в России первую серию покажет онлайн сервис «Амедиатека» днем позже. Позади Красная свадьба, мало кто из прекраснодушных героев жив и здоров, от семьи Старк почти ничего не осталось, но Арья Старк все еще с нами. Девочка с Иглой (так зовут ее клинок) увидела обезглавленным еще одного близкого родственника, рассталась с последними надеждами на счастливое возвращение домой, перешла от уроков фехтования к практическому применению навыков и оказалась в равно опасной и спасительной компании Сандора Пса Клигана. «Газета.Ru» поговорила с исполнительницей ее роли Мэйси Уильямс о том, что ждет Арью Старк в будущем.
— Как дела у Арьи Старк к началу четвертого сезона?
— Она все еще скитается в компании Пса (убийца с обожженным лицом Сандор Клиган, дезертировавший телохранитель принца Джоффри. — «Газета.Ru»), что дает нам возможность узнать ее с новой стороны. Долго ждать не придется, уже в первой серии у нее очень мощный выход, и это меня радует: в прошлом сезоне Арья привязала к себе зрителей с самого первого эпизода. В новом сезоне мир вокруг нее становится намного безжалостнее: она многому научилась у Пса.
— В финале прошлого сезона она совершила первое умышленное убийство. Как это изменило ее моральные качества?
— В том-то и сущность «Игры престолов», что никогда нельзя точно сказать про того или иного персонажа, стоит ли он на стороне добра или зла. Да, я считаю, что Арья сражается на стороне добра, но солдаты лорда Фрея (одного из которых она и убила) расправились с ее матерью и братом на Красной свадьбе потому, что последний нарушил обещание жениться на одной из дочерей Фрея. Получается, Роб Старк совершил неблаговидный поступок, подтолкнувший его к гибели, а те, кто его убил, просто получили соответствующий приказ от своих командиров. Следовательно, убийство этого самого солдата из дома Фреев вовсе не обязательно было правым делом, но Арья совершила его ради собственного блага. Я чувствую, как Арья медленно, но верно соскальзывает в эгоистическую сторону убийства людей, что порой она убивает ради собственного удовольствия, а не потому, что так правильнее поступить. Часто она подвергает себя опасности только для того, чтобы выйти из угрожающей ситуации, убив кого-нибудь, а это не очень похоже на Старков. Это уже влияние Пса и его чрезмерной брутальности. К тому же Клиган склонен выполнять свою работу, не задумываясь о том, что такое хорошо и что такое плохо. Не лучший образец для подражания, когда тебе 12 лет.
— Ее отношение к нему меняется в лучшую сторону?
— Она учится манипулировать им. Стоит ей услышать, что кто-нибудь предлагает им нечто или что где-нибудь происходит что-то, как она отпускает пару неприметных ремарок, замечаний, которые дергают за ниточки в голове Пса. Арья знает, как заставить его дергаться. Опасное сближение позволило ей многое о нем понять, в том числе как заставить его делать то, что она хочет. Но пока что она никоим образом не готова покинуть его, поскольку, даже если ей неприятно это признавать, быть рядом с ним гораздо безопаснее: он может все, что не под силу ей.
— С учетом пилотной серии вы в «Игре престолов» пять лет. О чем думаете, оглядываясь на эти годы?
— О благодарности за возможность работать со всеми этими людьми: я же совершенно не имела представления о том, что делаю, когда попала в проект. Я могла бы час перечислять людей, которые повлияли на меня здесь самым лучшим образом: пять лет я подпитывалась от каждого из фантастических актеров, с которыми оказывалась на площадке.
— Просто наблюдая за ними или спрашивая совета?
— Наблюдая. Как когда встретила Чарльза Дэнса (исполнитель роли Тайвина Ланнистера. — «Газета.Ru»). Он подошел ко мне и сказал: «Привет, меня зовут Чарли», а я сидела и смотрела на то, как он играет, разинув рот. Когда он на площадке, все вокруг замолкают, он завораживает, наблюдать за ним — привилегия, работать вместе — невероятное счастье. Каждая вещь, к которой он прикасается в сцене, оживает, то, как он движется в пространстве, обживает его, — это высший пилотаж, у него можно многому научиться. И как естественно он держится в диалоге, когда говорит вещи, совершенно невообразимые для кого-либо моего возраста, — это не что-то, что дается само собой.
— Друзей на площадке удалось завести?
— Мы очень сблизились с Софи (Тернер, исполнительница роли Сансы Старк. — «Газета.Ru») и Айзеком (Хэмпстед-Райт, исполнитель роли Брана Старка. — «Газета.Ru»), с ними весело. Хорошо, когда есть кто-то, к кому можно зайти после съемочного дня и сказать: «Я убилась!» или «Сегодня было дико круто», чтобы обнаружить, что у ребят ровно те же заботы и ощущения.
— И вам удается поддерживать контакт с Софи даже после того, как сюжетные линии разделили ваших героинь?
— У Софи в этом году было много интерьерных съемок, так что она провела немало времени в Белфасте, где мы постоянно зависали до утра. И когда мы выбирались поужинать вместе, рядом не было родителей, которые сказали бы: «Ты что, уже восемь вечера, поздновато для прогулок», — тут я и почувствовала себя большой девочкой. Важный получился для нас с Софи год. И если кто-то из фанатов считает, что взаимная ненависть наших героинь — это препятствие для дружбы, он сильно ошибается.
— Вы ладите с поклонниками?
— Случается разное. И мне, и Софи довелось столкнуться с очень странными вещами в социальных сетях. Девять из десяти — милейшие люди, но потом выскакивает какой-нибудь диковатый тип, и ты уже не знаешь, что этот тип имеет в виду. Плюс встречаются люди, которые отправляют сообщение, прогнав его через Google Translate, на выходе получаются очень, очень странные послания. Но мне повезло: люди любят Арью, и я знаю, что люди искренне любят ее за ее характер, за ее сердце.
— Случилось ли с вами на съемках четвертого сезона что-нибудь особенно выдающееся?
— Десятый эпизод — это нечто потрясающее. Дэвид (Бениофф, сопродюсер и сценарист сериала. — «Газета.Ru») сказал мне, что это, возможно, лучшая серия из всех, что мы сняли. Совершенно душераздирающая, но такая мощная для Арьи, невероятно мощная. Большая удача, что у меня был шанс рассказать часть истории моей героини, потому что это страшно насыщенная история взросления: постоянно что-то происходит, очень сложно перевести дух и показать процесс превращения ребенка во взрослого человека. Не всем линиям книги повезло попасть в сериал, но Арье уделили немало внимания.
— Каково это, когда убивают героев тех актеров, с которыми ты так долго работала?
— Когда в январе этого года мы отправились на вручение премии Гильдии киноактеров США, там не было Ричарда (Мэдден, исполнитель роли Робба Старка. — «Газета.Ru») и Мишель (Фэйрли, исполнительница роли Кейтилин Старк. — «Газета.Ru»). Это было ужасно. Помню съемки в пилотной серии, когда Роб поднимает Арью со стула и выносит из комнаты. Мы тогда только познакомились, нужно было как-то поддержать разговор, и я сказала: «Если эта история зайдет достаточно далеко, им наверняка придется через пару сезонов взять на мою роль другую девочку: я уже буду слишком старая, а Арье только 12 лет и в книгах проходит года три». А он ответил: «Нет, нет, что ты, это все очень надолго». И вот мы здесь четыре года спустя, а его нет. Это печально.