Гениальный врач скорой помощи Олег «Самара» Самарин (Артур Смольянинов) творит чудеса на боевых выездах и заслуженно пользуется статусом кумира на подстанции. Порой он нарушает должностные инструкции, да так, что начальство покрывается холодным потом — и покрывает самого безумца, но только потому, что в результате он всегда довозит своих пациентов до больницы живыми.
У чудотворца есть прошлое полевого военврача, проходившего службу на первой чеченской, дочка-ангелочек, бесчувственная холодноглазая бывшая (Ольга Арнтгольц) и ее новый холеный муж-адвокат.
А также — бывший коллега по фамилии Сенцов, который в первом сезоне совмещал выезды на вызовы с работой наводчика черных риелторов на красивые квартиры. Ну и еще водитель Михалыч (Леонид Громов) — бывший опер убойного отдела, верой и правдой распихивающий машины в пробках ради сохранения жизни пациентов (а в чрезвычайных ситуациях не стесняющийся подтягивать знакомых из полицейского главка). Вместе они попадают в разнообразные истории на вызовах и после них — криминальные, жизненные, мелодраматические, смешные и диковатые. Первый сезон фильма закончился на моменте, когда выяснилось, что Самарин не имеет диплома: он отправился на войну, недоучившись в институте, а на фронте ему выхлопотали фальшивый диплом, чтобы не мучили проверками.
Гениального врача со скандалом отправляют в санитары, а потом тишком выхлопатывают фельдшерский статус.
Во втором сезоне душещипательного сериала добавляются несколько персонажей — врач Вера Казанцева (Дарья Повереннова), приятельница начальницы подстанции (Ульяна Урванцева). Новенькая вовсю задирает нос; она решила пересидеть на «скорой» до назначения на высокий пост, и ее определили в один экипаж с неуживчивым фельдшером Самариным. Первые несколько серий ее будет мучительно затягивать в азарт работы по вызовам: поначалу кабинетная задавака будет плакать от крови и трупов, но в какой-то момент увлечется и даже гавкнет по телефону в ответ на очередное приглашение: «Собеседование? Не могу говорить, я на вызове!» У нее окажется прекрасная юная дочь-балерина, которая, конечно, станет музой главного героя — и причиной семейного конфликта.
Обе части сериала, вольно или невольно, смешали черты многих других телефильмов, сюжеты и линии которых стали архетипичными для отечественного зрителя. Крепкая мужская дружба в двухместной кабине отсылает к «Дальнобойщикам», отношения на подстанции напоминают американскую «Скорую помощь», а заглавный герой своим поведением — гораздого на противозаконные выходки и слабого к алкоголю «Глухаря». Эта конструкция держала фильм первый сезон, ее же унаследовал и второй.
Вообще «Самара-2» — это, как говорили игроки КВН советских времен, «новые приключения полюбившихся вам героев»: смотреть с нуля фильм не получится.
Зрителя буквально подпихивают к тому, чтобы он нашел и посмотрел первый сезон, чтобы понять, что к чему во втором.
Унаследовал сериал и слегка паразитическое отношение к исполнителю главной роли: он по-прежнему держится на его точнейших оценках и какой-то пролетарской старательности Артура Смольянинова в подходе к роли, которая требует от него практически постоянного пребывания в кадре. У самих создателей подобного тщания не наблюдается: стоит ведущему актеру труппы «Современника» ненадолго исчезнуть с экрана, как качество актерской игры заметно падает.
В первом сезоне сценаристы экспериментировали с сюжетами: то придумывали захватывающую криминально-тюремную линию на несколько эпизодов, то отправляли бригаду к сатанистам, готам и другим экзотическим персонажам.
Во втором, кажется, решили старательно и без провокаций поразрабатывать уже имеющиеся линии, благо их много и из них и так можно сплести затейливые косички.
Однако у сериала сохранилось то, что обеспечило ему восторги, высказываемые пользователями интернет-форумов, — безошибочный выбор героя нашего времени и ракурс его взгляда на окружающую действительность через окно потрепанной красно-белой «Газели».
Нас нелживо и спокойно ведут через коллизии, через которые проезжает экипаж реанимобиля с героями, проходящими проверку на наличие или отсутствие у них совести. Сериал не дает вторгаться на экран событиям общественно-политической жизни, однако подмечает приметы времени и, более того, позволяет себе быть пристрастным в их оценке.
Так, в одной из серий Самарин вытаскивает на себе из заполненного газом подвала гастарбайтеров-нелегалов, а затем с чувством бьет по роже держателю подпольной общаги — «гражданину России», который предъявляет врачу претензию по поводу сломанного «из-за этих чурок» замка.
А в другой уже сам Самарин чувствует на себе всю безмерность благодарности, на которую оказываются способны родственники автомеханика-армянина: чудо-врач умудрился вытащить его с того света прямо в машине.
Наконец, есть у сериала и некая медицинская добросовестность: на проекте работали специальные консультанты, позволившие сценаристам придумывать для своего героя не только жизненные, но и профессиональные вызовы.
Хотя к медицинскому начальству и тем более Минздраву отношение у авторов и персонажей, прямо скажем, довольно прохладное.
Впрочем, кое-какие вольности режиссер себе позволил, явно ни с кем не посоветовавшись. Так, боевая машина экипажа регулярно ездит на вызовы через всю Москву по Садовому кольцу, в то время как система подстанций предусматривает, что вызов поступает на ближайший к месту происшествия пульт.
Это сочетание неровности и искренности, столкновение хорошо прописанных деталей сюжета и некоторой принужденности самих сюжетных конструкций делает этот сериал похожим на последнюю новинку «АвтоВАЗа». Смотрится более или менее здорово, ездит бодро, иногда разгоняется. Правда, некоторые детали не стыкуются и местами видны швы, но вроде действительно свое, родное, теплое; на Запад не продашь, но дома сгодится.