Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Одиночество с лимоном

Диана Вишнева станцует на «Грани» в Большом театре

Балерина Диана Вишнева в третий раз познакомит Москву с личным танцевальным проектом: 27, 29 и 30 марта на Новой сцене Большого театра она покажет «On the Edge» (у нас переведено как «Грани») — два новых одноактных балета.

Диана Вишнева давно объявила, что в творчестве и сценической карьере ею движет «потребность идти и осваивать». На вопрос, легко ли классической балерине переключаться с классики на модерн, она отвечает: привычки тела могут при должном отношении к проблеме стать задачей для ума. Творческая неугомонность балерины прибавляет достижений в копилку мировой хореографии.

Не появись у Вишневой амбиция попробовать все направления современного балета, зрители, особенно российские, лишились бы многого.

В Москву вряд ли приехал бы сверхскоростной балет Эдуарда Лока, в котором Вишнева несколько лет назад захотела станцевать. Российская публика без участия балерины не увидела бы вживую легендарный «Лабиринт» — спектакль-легенду 1947 года в постановке Марты Греам. Вишнева привлекла к эксклюзивному сотрудничеству Джона Ноймайера и Пола Лайтфута, Дуайта Родена и Мозеса Пендлтона.

И неизвестно, поставил бы Алексей Ратманский балет «Лунный Пьеро» на музыку Шенберга, если бы Диана не жаждала поработать с этим постановщиком.

Теперь руки (и ноги) балерины дошли до двух маститых европейских маэстро. Вишнева скооперировалась с хореографом Жаном-Кристофом Майо из Балета Монте-Карло и с Каролин Карлсон, американской ветеранкой европейского модерн-данса, главой Национального хореографического центра в Рубэ Нор-Па-де-Кале (Франция). Первый сделал для Вишневой балет «Switch» («Переключение»), вторая — моноспектакль «Woman in а Room» («Женщина в комнате»). Показы в Москве — российская премьера.

Творческое знакомство с Майо Вишнева возобновила после длительного перерыва. В 1994 году молодой, но уже известный хореограф, участвуя в работе жюри международного балетного конкурса в Лозанне, оценивал триумфальное выступление юной ученицы петербургской Академии хореографии.

От начинающей Вишневой у Жана-Кристофа осталось особое впечатление: девочка, непохожая на классическую балерину и очень худая.

Майо, как председатель жюри, бился за то, чтобы девочке дали золотую медаль. Тем не менее после Лозанны они не виделись 17 лет, до того момента, когда Диана приехала в Монако и уговорила осторожного хореографа (он не любит работать с танцовщиками «чужих» трупп) сделать для нее балет.

Вишневу заинтересовала особая техника пуантов, созданная Майо и непохожая на ту, что принята в классике.

По словам Дианы, это не просто техника, пуант является продолжением женской ноги. В одноактном «Переключении» Вишнева танцует с двумя ведущими солистами Балета Монте-Карло. Музыку написал Дэни Эльфман — автор саундтреков к мультфильмам Тима Бертона, кинофильмам «Человек-паук», «Миссия невыполнима» и «Люди в черном». Часть музыкального материала, вошедшего в «Switch», никогда не исполнялась.

На сцене — немного стильной мебели, балетный станок и лампы на шнурах почти до пола, дающие рассеянный свет.

Вишнева, в блестящем серебряном платье от Лагерфельда, похожа на кинодиву из Голливуда или поп-звезду. Ее заведомо капризный персонаж сталкивается с некой парой в черном, и то ли они ею манипулируют, то ли она — ими. Пара, во всяком случае, лихо крутит женское тело и бурно управляет ее конечностями, в то время как героиня обвисает на их руках или борется рядом с ними на диване. Судорожные пластические темпы балета качаются в диапазоне от замедленного до ускоренного.

Вишнева творит чудеса: на сцене словно расцветает диковинный тропический цветок, от аромата которого кружится голова.

Во время танца втроем ноги героиню как будто не держат, подкашиваются, и тело странно неспокойно, сдерживая некое неясное желание. Это соблазнение или дружба? Надменность или ранимость? Равенство или подчинение? Нет ответа, лишь колебания между полюсами. Финал — апофеоз внутреннего опустошении: пуанты сброшены, усталость затапливает до краев, уязвимость проявлена как факт, и наступает одиночество. Может быть, балет этот — наглядный житейский урок: капризы чем дальше, тем больше имеют свою цену. А может, это рассказ о жестокости театрального лицедейства и о тяжелой доле кумира, зависящего от восторга и равнодушия поклонников.

Для Вишневой работа с Каролин Карлсон стала личным вызовом: Карлсон, модернистка со стажем, принципиально не работает с классическими балеринами.

Но Диана, видно, сумела убедить постановщика в отсутствии премьерских амбиций и желании учиться. Карлсон создавала танец, начитавшись стихов Арсения Тарковского и насмотревшись фильмов Андрея Тарковского. Вишнева перед премьерой в Америке рассказывала, что ей пришлось читать стихи Тарковского-старшего «за кадром», по-русски. В сопровождении музыки итальянского постминималиста Джованни Соллимы и французского композитора Рене Обри получился, как сообщает пресс-релиз, балет-притча о женщине, перелистывающей страницы своей жизни в пустой комнате.

Карлсон, в отличие от Майо, сразу апеллирует не к внешнему, а к внутреннему.

Если у него царствует нарочитая «показуха», через которую у героини проявляется творческая, актерская душа, то у Карлсон главенствует изначальная жизнь души, человеческая исповедь, вплоть до обнажения самых потаенных порывов. Замысел хореографа именно в том, чтобы героиня балета поделилась с публикой своей закрытостью. Одиночество при этом трактуется и как проклятие, и как свобода. «Она попросила меня сделать движение, думая о моем детстве и моем прошлом», — рассказывала Вишнева. И нельзя сказать, чтобы психологическое ощущение исполнительницы было очень уж приятным: «Тебя сканируют, как на МРТ». Но молчаливый крик души оборачивается тонкими танцевальными откровениями. В финале, сменив три сценических костюма, героиня Вишневой режет ножом ярко-желтые лимоны и угощает ими публику в партере. Пусть попробуют, какова чужая жизнь на вкус.

Новости и материалы
Испания готовит первое руководство по гражданской обороне
Бывший президент Боливии заявил, что США больше не являются хозяевами мира
Власти Канады не смогли доказать связь Моди с преступлениями в стране
Суд отложил приговор по делу о выплатах Трампа порноактрисе
Обвиняемого во взяточничестве генерала Оглоблина не выпустили из СИЗО
Российский врач спас женщину с приступом эпилепсии на рейсе Махачкала — Москва
В Минкульте попросили проверить писательницу Анну Старобинец на иностранное влияние
Шольца назвали «карточным шулером» после его слов об ударе «Орешником»
Во Владимире под стражу отправили участников массовой драки, среди которых были иностранцы
Voyah Free в Белоруссии продается на 1,7 млн рублей дешевле, чем в России
МО РФ показало кадры уничтожения гаубицы ВСУ
Стало известно об остановке единственного в России завода СПГ-оборудования
ВСУ намерены перейти на более дешевую корпусную систему
Гонщики «Формулы-1» пожаловались на запах марихуаны на трассе Гран-при
Российские военные уничтожили несколько беспилотников над Курской и Белгородской областями
Ксения Собчак раскрыла секрет красоты от Глюкозы: «Кисель с коллагеном»
Россиянин приковал девятилетнего сына цепью к столбу во дворе за плохое поведение
Названы самые востребованные цвета подержанных автомобилей в России
Все новости