«Новая пьеса» в этом году проходила в шестой раз — и в пятый в рамках «Золотой маски». Новый фестиваль – реинкарнация смотра «Новая драма», созданного в 2002 году руководителем Театра.doc Еленой Греминой и бывшим худруком театра «Практика» Эдуардом Бояковым и закрытй ими через 6 лет. Сейчас он во многом изменил своё лицо, но цели остались прежними: открывать новые имена в российской драматургии, показывать самые странные и противоречивые спектакли по современным пьесам, собирать вместе профессиональное сообщество для обсуждения главных тенденций и проблем нового театра.
В театральной программе «Новой пьесы» приняли участие 10 спектаклей из России, Украины, Латвии, Литвы, Финляндии и США, разные и по формату, и по стилю, и по театральным жанрам.
В «Национальном плане развития» рижского театра «Dirty Deal» актёр и режиссёр Янис Балодис рассказывал о национальном плане развития Латвии, с помощью зрителей формировал свой и расспрашивал их о плане развития России. А в финале предложил выйти на сцену всем, кто за вывод российских войск из Крыма – зрители ходили среди декораций под песню Ника Кейва «Into my arms» и по команде режиссёра бросались в объятия друг другу.
Проект Балодиса – остроумный и лёгкий опыт интерактивного социального театра, в игровой форме осмысляющий настоящее и будущее отдельной страны. Его сложно назвать театральным откровением, или сказать, что в нём сообщаются какие-то принципиально новые и неожиданные идеи, но обаяние и непосредственность молодого актёра делают спектакль чутким, нежным и увлекательным.
Совсем другой спектакль показал Хабаровский ТЮЗ – режиссёр Борис Павлович поставил изощрённо эстетскую пьесу Клима «Анна Каренина». Действие длится 4 часа с двумя антрактами, актёры существуют в условном пространстве с зеркальным потолком, ходят в красивых одеждах и говорят отстранёнными голосами, а сюжет романа Толстого монтируется с философскими рассуждениями о театре.
Всего два спектакля в программе «Новой пьесы» относились к документальному театру.
В спектакле Олеси Невмержицкой и Андрея Стадникова «Записки на «сгущёнке». Клавдия» звучат отрывки из дневников, которые писала во время войны медсестра Клавдия Гуленкова, и в которых жестокая военная реальность соединялась с подробно описанными снами, а на сцену выходят её родственники, рассказывая о ней и о самих себе.
Трэш-мюзикл «Папа», поставленный в ростовском «Театре 18+» его руководителем Юрием Муравицким, даёт подробный и разносторонний портрет Ростова-на-Дону. Актёры произносят монологи жителей города обо всём подряд – здесь и разговоры на рынке и в парикмахерской, и рассуждения о казаках, и пересказ безумной книги «Муранча» о том, как город захватили мутанты, возникшие из скрещивания муравьёв и саранчи.
Но гвоздями программы становятся музыкальные номера – весь вечер на сцене, используя странные аппараты собственного производства, производит безумные звуки, шорохи и шуршания легендарный ростовский андеграундщик по кличке Папа Срапа. Вместе с ним в спектакле участвует группа казачьего рэпа «Атаманский дворец», а завершает действие культовая ростовская команда «Церковь детства». «Папа!» - редкий пример того, как обыкновенный городской вербатим делается фактом искусства, и реальный город превращается в вотчину фриков, одержимых творцов и просто остроумных интеллигентных людей, воспринимающих жизнь с едкой иронией и черпающих из неё вдохновение.
Ростов-на-Дону выглядит в этом спектакле чуть ли не самым сумасшедшим, хаотичным и свободным городом мира, где не бывает вообще ничего невозможного.
Самыми же интересными опытами на «Новой пьесе» этого года стали спектакли в нетеатральных пространствах. Американская актриса Николь Контолефа, выпускница американского курса Школы-студии МХАТ поставила и сыграла моноспектакль по пьесе «Я это я», написанной ученицей Николая Коляды Александры Чичкановой. В Нью-Йорке она играла его в Бруклинском парке, водя за собой зрителей по улицам и залезая на светофоры. В Москве актриса впервые попробовала сыграть на русском, она водила зрителей по всему зданию огромного КЦ ЗИЛ. При этом сам текст пьесы – беспорядочный поток сознания девушки, рассуждающей о родном городе, икарусах, литературе и смысле жизни - отходил на второй план, а главной делалась энергетика актрисы.
По своему жанру «Я это я» принадлежит к site specific, роду театра, в России до сих пор почти неизвестному – спектаклям-путешествиям, которые могут играться в самых разных местах.
Тем интереснее и важнее, что второй и гораздо более масштабный site-specific в программе «Новой пьесы» приехал из Херсона, украинского города неподалёку от Крыма, в театральном мире известного только благодаря тому, что в нём три сезона проработал когда-то Всеволод Мейерхольд.
Несколько лет назад украинский режиссёр Андрей Май, окончив магистратуру в московском Центре Мейерхольда, решил открыть в Херсоне одноименный театр. Одним из главных его проектов – и последним на данный момент - стал спектакль «komA», в основу которого легла пьеса Фолькера Шмидта и Георга Штаудахера об австрийском мальчике, устроившем стрельбу в школе и убившем нескольких человек. Спектакль играется в настоящей школе, а участвуют в нём старшеклассники.
В Москве «komA» была показана в старой школе неподалёку от Большой Никитской – и здание, в котором явно давно не происходило капитального ремонта, оказалось для этой пьесой идеальной средой.
Спектакль начинается с финала – все герои рассказывают об эпизоде расстрела, но делают это, когда зрители ещё ничего не знают о происшедшем, и вникнуть в суть событий очень непросто. Затем публику разделяют на четыре группы – и каждой предстоит свой маршрут. Получается, что вы смотрите спектакль в случайном порядке, как мозаику из сцен, которая может сложиться, как угодно.
Актёры существуют с максимальной достоверностью, как бы вообще не обращая внимание на наше присутствие – и когда в двух шагах от тебя натуралистично избивают мальчика, становится не по себе. Маю удалось блестяще поработать с непрофессиональными артистами – их приёмы просты и скупы, но им удаётся избежать всякого наигрыша, они не пытаются изобразить театр, а искренне стараются быть такими, как в жизни.
При этом они почти не повышают голос, не дают волю эмоциям – спектакль предельно серьёзен, сосредоточен и сдержан.
Май погружает зрителя в холодный и расчётливый мир, где даже школа живёт по законам войны. Его спектакль– отчаянное и искреннее высказывание об обществе, в котором всё подчинено вражде, школьник школьнику волк, и смерть оказывается единственным выходом из депрессивного морока тоталитарного бытия.
Закрылась «Новая пьеса» подведением итогов «Конкурса конкурсов», в шорт-лист которого входят пьесы-лауреаты ведущих российских драматургических конкурсов. В этом году жюри во главе с Михаилом Угаровым вручало три награды.
Гран-при, как и приз зрительского голосования, получила молодая ученица Николая Коляды, екатеринбурженка Ирина Васьковская, за пьесу «Март» — необычную и загадочную драму, которая маскируется под бытовой сюжет. Первую премию получила пьеса «Проект «СВАН»», совместный драматургический дебют поэта Андрея Родионова и журналистки Екатерины Троепольской — гомерически смешная антиутопия о том, как в стране Лебедянии для получения гражданства ввели экзамен по стихосложению, и что из этого вышло.
Одна из главных особенностей «Новой пьесы» - её разноплановость и многоликость. Небольшой фестиваль в последние годы стремится вместить в себя все течения современного театра, и дать максимально представительный его срез. В его афише нет никаких случайных названий, что само по себе уже не мало. Вместе с тем, спектакли фестиваля настолько разные, что вряд ли возможно подвести какие-то единые итоги, и увидеть какие-то общие для всех тенденции – но всевозможные подходы к современной драматургии представлены на «Новой пьесе» во всей полноте.