Разговор о «Tales from the Realm of the Queen of Pentacles», новом альбоме Сюзан Веги, так и подмывает начать с обширного экскурса в биографию нью-йоркской певицы. Вспомнить, как в 1987-м она выстрелила с «Luka», самой нежной на свете песне о домашнем насилии. Как в 1990-м ее песня «Tom's Diner» в ремиксе хип-хоп-формации DNA стала огромным хитом, как чуть позже с той же песней, но уже в оригинальной версии а капелла стала «мамой mp3» — с помощью ее песни «Tom's Diner» ученые из рабочей группы Института Фраунгофера доводили аудиоформат до ума. Как, наконец, бросала один за другим лейблы, чтобы сейчас, пережив долгий взлет и плавный спад популярности, в 54 года обнаружить себя полностью независимым артистом.
Однако фокус в том, что альбом под длинным названием «Tales from the Realm of the Queen of Pentacles» совершенно на это не настраивает.
Это абсолютно самостоятельная, самоценная запись, которую можно без лишних прелюдий давать на пробу любому поклоннику «женщин с гитарами», будучи уверенным, что он не останется разочарованным.
Сложно объяснить, в чем однозначная сила этой совершенной записи, лишенной спецэффектов. На протяжении десяти песен менее чем за 40 минут певица запросто меняет жанры от фолка («Crack in the Wall») к фолк-року («Fool's Complaint») и почти гаражному блюзу («I Never Wear White»), чтобы дальше уйти в психоделию («Portrait of the Knight of Wands» и «Jacob and the Angel») или речитативное пение с сэмплом из песни 50 Cent (!) в «Don't Uncork What You Can't Contain». Все вместе складывается, по словам самой певицы,
в концептуальный альбом «о внутренних путешествиях и приключениях» человека, которому на картах Таро раз за разом выпадает «Дурак».
Впрочем, это тот самый случай, когда разделять «слова» и «музыку» не просто не хочется, но и совершенно бессмысленно. В принципе,
это то, чем всегда брали песни Сюзан Веги — они легко слушались, не навязывались спецэффектами и оставались в памяти, всякий раз вызывая мечтательную улыбку, но не требуя ни восторгов, ни широкого признания.
Раньше, впрочем, за спиной певицы стояли продюсеры. Семь лет назад, покинув лейбл Blue Note, Вега занялась необычной и почти незаметной работой, которая в результате и привела ее к четырехчастной серии альбомов под общим названием Close Up. Певица переписала лучшие свои песни в предельно простых аранжировках — голос, пара гитар, немного перкуссии. Несмотря на неочевидность такого шага, он привел к впечатляющему результату — песни, очищенные от лишних наворотов, зазвучали совершенно вне времени.
Эти песни могли быть сочинены и в прошлом веке, могли бы появиться и в будущем, но в любом из этих времен они звучали бы совершенно современно.
То же можно сказать и о десятке новых композиций. Безупречно записанные с точки зрения качества, композиции с «Tales from the Realm of the Queen of Pentacles» оставляют за кадром длительную разработку аранжировок и прочие эксперименты. Сюзан совершенно не пытается поспеть за какими-либо трендами или обратиться к звуку конкретной эпохи — и вот это свойство, в сочетании с узнаваемыми мелодиями, гармониями и будто вплетенным в музыку мудрым голосом, дарит слушателю такое редкое по сегодняшним меркам ощущение если не счастья, то уж точно покоя и воли.