Британия, середина I века нашей эры. Римский легион в Британии под предводительством будущего сенатора Корвуса (Кифер Сазерленд) и садиста Прокула (Саша Ройз) в назидательных целях уничтожает кельтское племя. В живых остается только мальчик с фотографической памятью (Кит Хэрингтон, Джон Сноу из «Игры престолов»), который сначала станет рабом, затем — гладиатором, а в 79 году приедет в Помпеи на кровавые состязания. Сенатор и его воин-чемпион окажутся там же.
Конфликт между ними усугубит Кассия (Эмили Браунинг), либеральная гражданка Помпеев, которой нравится дикарь и не нравятся диктаторские замашки римского гостя.
На сторону гладиатора и девушки встанут ее родители (Джаред Харрис и Кэри-Энн Мосс, Тринити из «Матрицы») и боевой товарищ (чернокожий гигант Адевале Акинойе-Агбаже). На сторону сенатора — целый римский легион.
Рассудит всех вулкан Везувий.
Как уже писала «Газета.Ru», в 2014 году жанр пеплума, то есть исторического фильма на античный сюжет, стучит в сердца кинематографистов особенно настойчиво. В январе вышел «Геракл» Ренни Харлина, в марте покажут продолжение «300 спартанцев», в конце года появится еще один «Геракл» с Дуэйном Джонсоном.
Самыми ожидаемыми пеплумами при этом остаются «Ной» Даррена Аронофски и «Исход» Ридли Скотта.
Режиссер Пол У.С. Андерсон, очевидно, хочет быть производной от Скотта. Он уже снимал «Чужих против хищников» — производную от «Чужого». И выпустил пять серий «Обители зла» — производной от «Солдата Джейн» и «Бегущего по лезвию». «Помпеи» — смесь «Гладиатора» Скотта и «Титаника» Кэмерона.
Фильм-катастрофа при этом удается Андерсону гораздо лучше, чем эпос о рабе, бросившем вызов Империи.
Все потому, что у природы нет плохой погоды: темпераментное извержение Везувия в 3D не уступает ни «2012», ни любому другому блокбастеру о конце света. В «Помпеях» много компьютерной графики, но почти все декорации были построены на самом деле в Канаде. И со вкусом разрушены виртуальной лавой, огромными морскими волнами, падающими с небес камнями, сейсмическими толчками и прочими стихийными бедствиями.
Еще больше украсить это зрелище могут только воины в римских доспехах, и вот здесь фильм начинает буксовать. Батальные сцены ограничены детским рейтингом «12+», боевая хореография уступает и «Гладиатору», и «300 спартанцам», и совсем уж бескомпромиссному сериалу про Спартака.
Но главная проблема даже не в этом, а в том, что здесь некому сопереживать и некому желать смерти.
Кифер Сазерленд не так хорош в роли злодея, как Хоакин Феникс. Кит Хэрингтон играет более или менее того же Джона Сноу, что и в «Игре престолов», — обиженного на весь мир юношу с надутыми губами, но отличной мускулатурой.
Гладиаторские арены он здесь покидает так надменно, как будто только что победил Кирка Дугласа и Рассела Кроу, а в раздевалке еще и накостылял Келлану Латцу из «Геракла».
Героиня Эмили Браунинг (Куколка из «Запрещенного приема») попросту никудышно прописана: она здесь одновременно и несчастная влюбленная, и гражданская активистка с лозунгом
«Хватит кормить Рим».
В итоге единственный, кто в «Помпеях» вызывает симпатию, — чернокожий раб-чемпион Аттикус. У сыгравшего его актера к тому же хорошее чувство юмора:
в интервью EuroNews Адевале Акинойе-Агбаже назвал Помпеи древним Лас-Вегасом.
Чтобы вытерпеть пятьдесят минут перед началом грандиозного файер-шоу, зрителю тоже понадобится юмор. Благо нечаянных шуток и издевательских клише в «Помпеях» хватает. Хэррингтон играет грустного гладиатора, который не хочет никому называть свое имя, — в 2014 году это такой же штамп, как героиня-проститутка, которая никогда не целует клиента в губы. В недавнем романтическом фильме-катастрофе Кира Найтли и Стив Каррелл искали друга на конец света;
здесь же отношения героев складываются так, что слоганом вполне могла бы быть фраза «Ищу раба на конец света».
Но главная хохма «Помпеев» — в нехитрой политической интриге. Римляне хотят превратить город в элитный курорт. Граждане протестуют против застройки.
Местные чиновники совместно со столичными инвесторами давят на бизнесменов и устраивают для электората грандиозное спортивное шоу.
Но гладиаторы, не слышавшие про Олимпийскую хартию, портят римский сценарий и проводят митинг прямо на стадионе. Наверное, этот фильм — воплощение чьих-то Геростратовых грез. Помпеи. Жаркие. Зимние. Твои.