Фестиваль задуман как ежегодный, с тремя видами программ — гала-концертами звезд мировой оперы в сопровождении оркестра, камерными концертами, составленными из старинных шедевров, и премьерами сочинений современных композиторов. Название обозначает саму сущность пения: нечто такое, что воспринимается до умозрения, нутром и пробирает до печенок (если, конечно, поют хорошо). Организаторы анонсируют проект как имена и программы, редко или никогда не звучавшие в столице.
И не важно, кто будет петь, начинающие или маститые, — слабых вокалистов в афише нет.
Сопрано Юлия Лежнева, чей концерт открывает фестиваль, — из молодых да ранних. Девушка из Южно-Сахалинска очень быстро сделала феноменальную карьеру и уже в 18 лет делила сцену с суперзвездами: пела, например, с Хуаном Диего Флоресом на открытии Россиниевского фестиваля в Пезаро и с Пласидо Доминго в Зальцбурге. Сам великий и ужасный Норман Лепрехт — критик, написавший бестселлер «Кто убил классическую музыку», — в случае Лежневой оставляет в стороне раздраженный тон и называет ее взлетающей до стратосферы. Она любимая певица великого дирижера-аутентиста Марка Минковского и эксклюзивное лицо фирмы звукозаписи Decca.
Старинная музыка — конек Лежневой, и московская программа называется «От барокко до Моцарта». В сопровождении оркестра Musica Viva прозвучат Вивальди, Гендель и сочинения венского классицизма. Начнется с арии Гризельды «Agitata da due venti» из оперы «Гризельда», закончится мотетом «Exsultate, jubilate».
Продолжится фестиваль проектом «Интеллектуальная опера: за гранью воображения» с участием солистов Большого театра, театра «Ла Скала» и Фламандской оперы.
Тут два события — опера Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в концертном исполнении и мировая премьера современного опуса Алексея Курбатова «Черный монах».
Единственная опера венгерского композитора, написанная в 1911 году, славна импульсивностью музыки и мрачностью фабулы. За сюжетом тянется длинная нить реальных и литературных злодеев.
Их праотец — средневековый садист и убийца Жиль де Рэ, ставший Синей Бородой в сказке Перро и героем символистской пьесы Метерлинка, по-своему переработанной либреттистом Бартока.
Оперный герцог Синяя Борода и его молодая жена Юдифь (больше поющих персонажей нет) выясняют непростые семейные отношения, за которыми скрыта бездна подсознания. Замок герцога с семью запертыми дверями, где нет солнечного света, мольбы их отпереть и страшные кровавые находки, когда двери все же распахиваются, — чем не потаенный чердак человеческого мозга?
Молодой творец Курбатов (как истинный вундеркинд, он начал писать музыку в пять лет) создал «Черного монаха» в 2009 году по собственному либретто (но, естественно, и по Чехову), значит, и тут идиллией не пахнет. Главный герой сходит с ума, отчего ему интеллектуально и душевно уютно,
а кульминация ужаса наступает в тот момент, когда Коврин понимает, что вылечился.
Ему придется вылезти из скорлупы, то есть перестать говорить с самим собой, и не будет собеседника-монаха, которого философствующий псих сам же и придумал. Как дальше жить?
Есть в программе фестиваля и настоящая сенсация — приезд Йонаса Кауфмана. 45-летний немецкий тенор, звезда театра «Метрополитен-опера», вряд ли бы доехал до нас, если бы не его европейский тур (а если и доехал, то выступил бы не в относительно демократичной по ценам консерватории, а где-нибудь на Рублевке, как это было в прошлый раз).
Певец представит не арии из опер, а камерную программу Winterreise («Зимний путь»). Кауфман показал программу два года назад в родном Мюнхене, и тот концерт стал триумфальным возвращением в профессию после тяжелой болезни голоса. Пресса написала о чудесных пианиссимо тенора, чья вокальная техника поразительна. На московском концерте надо ждать радостных оваций, хотя исповедальный романтизм Шуберта отчетливо грустен:
стихи, на которые он писал музыку, полны стенаний одинокого путешественника и ностальгии по былому счастью.
Два последних концерта отданы знаменитым женщинам. Француженка, меццо-сопрано Стефани д'Устрак споет кантату Берлиоза «Смерть Клеопатры» и его же цикл «Летние ночи». Правнучатая племянница Пуленка вообще-то сделала имя на старинной музыке, но со временем расширила границы собственной деятельности. Французы любят ее в национальном репертуаре — Кармен, Дебюсси, оперетты Оффенбаха, Равель — и ценят за естественный артистизм на сцене и умение исполнять мужские партии.
Кореянка, сопрано Суми Чо в программе «Безумство любви» намерена взять реванш за неудачное российское выступление в прошлом году. Тогда серебристый голос Чо, изнуренный простудой, сел прямо во время концерта.
И где лучше реабилитироваться, чем в той же программе, составленной из оперных сцен сумасшествия и арий героинь, склонных к суициду? Тут не обойтись без «Лючии ди Ламмермур», без придуманного Доницетти соревнования сопрано с солирующей флейтой. Скорее всего, будут ария Эльвины из «Пуритан» Беллини, ария Амины из его же «Сомнамбулы» и соло Офелии из «Гамлета» Тома. И умопомрачительные концертные платья, в роскоши которых Суми Чо нет равных.