Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Русское бедное и его обитатели

Кирилл Серебренников поставил «Мертвые души» в «Гоголь-центре»

К первому дню рожденья «Гоголь-центра» его руководитель Кирилл Серебренников поставил «Мертвые души» — точнее, перенес на сцену своего театра одноименный спектакль, поставленный два года назад в Национальном театре в Риге. В Москве он зазвучал по-новому.

Рижские «Мёртвые души» были двуязычными и двуформатными: музыкальные эпизоды чередовались в спектакле с драматическими, а из каждого визита Чичикова был сделан отдельный номер. Композитор Александр Маноцков положил на музыку гоголевские «лирические отступления» – и рижане по-русски пели в них песни-зонги.

Гоголевская классика звучала с иностранным акцентом.

В московскую версию Серебренников, чтобы не потерять этот выраженный в языке эффект дистанции, пригласил американца Одина Байрона, который в разных составах играет то Манилова, то Чичикова.

Серебренников помнил, что имеет дело с прозой, а не с драматургией, и поэтому в инсценировке даже пожертвовал некоторыми сценами главных героев ради создание среды — обстановки, тех самых «лирических отступлений», для которых ему понадобились песни-зонги. Эти моменты — лучшие в спектакле, в них наступает наибольшая концентрация смысла режиссерского высказывания. Так, например, во вставной истории про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича, отца-философа и громилу-сына артист Алексей Девотченко, который солирует в этой песне, укладывает в пару минут целую интеллигентскую драму.

Структурированность композиции спектакля проникает и в актерские работы — жесткий режиссерский рисунок, который помнят зрители, видевшие латышский спектакль на фестивале NET в 2010 году, сохранен и здесь, вплоть до поз исполнителей. При этом никакой мертвенной оперности — каждая сцена здесь наполнена трюками и мини-пантомимами.

Этот спектакль продолжает галерею размышлений Серебренникова о стране, которые, собственно, всегда были главной его темой. Он искал её вневременной образ, черты которого были бы видны в любом режиме, и потому

в его спектаклях советское ложилось на царское, а современное — на советское.

«Лес» представлял одновременно Россию Островского, застойные семидесятые и новую эпоху «суверенной демократии». В «Золотом петушке» перемешаны символы каждого строя.

В «Мёртвых душах» перед нами проходит галерея узнаваемых типажей. Собакевич — человек из спецслужб. Он явно родом из Союза: ведёт личное дело каждого крестьянина и записывает на кассету их с Чичиковым разговор, который больше похож на допрос. Тип Ноздрёва, очевидно, «новый русский». Тип Плюшкина — сегодняшний нищий пенсионер. Все они вполне узнаваемы, и только авантюрист Чичиков — хоть в пиджаке и с ноутбуком – единственный из них абсолютная условность, мистический персонаж; единственный чужак, которым, как геодезическим инструментом, режиссёр «замеряет» местность.

В спектакле есть еще один персонаж – быть может, самый важный. Это массовка, состоящая из пьяного, гулящего «народа», случайных попутчиков Чичикова, беглых мужиков. Именно они — сырье и товар, именно их покупают и продают.

«Мёртвые души» Серебренникова, стоящие в ряду других размышлений о стране, по-прежнему впечатляют величиной и сложностью метафоры российского пространства. Однако своевременной именно для этого режиссёра она уже не кажется.

Да и акценты в его режиссуре стали другими: размышления о русском пейзаже перестали быть его главным увлечением.

То, как успел измениться его театр, ясно даже из деталей, из переосмысленных приёмов. Ещё для первой, заграничной постановки Серебренников (не только режиссёр и автор инсценировки, но и художник спектакля) заказал павильон из листов прессованной щепы. В магазинах этот материал называется древесноволокнистая плита, ДВП: он смотрится дешево и стойко ассоциируется с бедными дачами. Это было точное попадание, настоящая российская фактура. Режиссёр её любил и не раз использовал, как и махровые ковры, и бросовую советскую мебель, которые «играют» в «Мёртвых душах». Кстати, когда Серебренников и его команда «въехали» в театр имени Гоголя, казённого мрамора в нём, разумеется, быстро не стало — стали преобладать кирпич и та самая ДВП. Ей отделаны балконы, на ней сидят посетители кафе – можно подумать, декорация спектакля здесь и задумывалась.

Но в оформлении театра знакомая фактура работает совсем иначе, чем это было в «Мёртвых душах»: она воспринимается как актуальный приём дизайна, как экологичный материал в демократичном интерьере. И это вовсе не мелочь. Серебренников скрупулёзно подошёл к созданию среды, к организации пространства.

Его главная удача даже не отдельные премьеры, а сам «Гоголь-центр», энергия нового места.

Отношения с этим материалом могут иллюстрировать эволюцию художника от позиции наблюдателя, от пессимизма и даже некоего фатализма – к жизнестроительству (пусть и в пределах одного театра). И восстанавливать «Мёртвые души» в этих условиях – не самое органичное для него решение. Зато, благодаря этой премьере, перемена, произошедшая с Кириллом Серебренниковым, стала особенно заметна.

Новости и материалы
Тюменку позвали замуж сразу после ДТП с фонарным столбом
Путин раскрыл главную экологическую проблему Калмыкии
Уральских авиаспасателей отправляли тушить пожары на неисправной технике
Стали известны планы «Краснодара» на летнюю трансферную кампанию
Стали известны новые детали расследования трагедии с Мэттью Перри
Зеленский высказался о своих президентских полномочиях
Алена Апина заявила о намерении судиться с создателем «Комбинации» из-за песен
На Украине депутаты заблокировали трибуну и сорвали заседание Рады
В Армении предложили обложить церковь налогами
Раскрыт дизайн складного смартфона Honor Magic V Flip
Пашинян встретился с замглавы ЦРУ
Финансист допустил ослабление рубля после 28 мая
Ученые раскрыли тайну эволюции «щенячьего взгляда» собак
Молдавия и ЕС заключили соглашение по безопасности и обороне
В Европе признали, что регион еще не достиг полной независимости от российской энергетики
На Аляске лосиха затоптала мужчину, пытавшегося сфотографировать детенышей
Путин анонсировал увеличение числа участников программы «Время героев»
Бузова объяснила, почему не создает продюсерский центр
Все новости