Ориентировочно семидесятые годы прошлого века. Свихнувшийся на своей мнимой значимости и крепко пьющий американский писатель-почвенник Эрик Джонрош (Уилл Феррелл), наряженный одновременно как ковбой и пилигрим, рассказывает на диктофон про телепостановку своего великого семейного романа «Трофеи Вавилона». Поскольку Джонрош вовсе не так успешен, как ему кажется, сериал снят кое-как.
Самолеты в нем летают на лесках, как в «Кинг-Конге», машинки ездят по игрушечным рельсам, декорации сделаны из пластилина и кукольных домиков, а актеры наигрывают, как в средневековом театре.
Зато сюжет — настоящий американский эпос. Сперва патриарх семейства Морхаусов (Тим Роббинс) отчаянно ищет нефть и находит ее — назло банкирам и на радость голодным детям. После чего строит деловую империю, которая процветает даже во времена Великой депрессии. Затем его наследник-пасынок (Тоби Магуайр) отправляется воевать с японцами, попадает в плен и возвращается тайным безумцем. Это краткое содержание двух серий из восьми; дальше будут и великая любовь сквозь десятилетия, и интрижка героя войны с актрисой, и участие богатого семейства в американской политике, и криминал, и грандиозные планы изменить мир.
В этом грандиозном издевательстве над великими американскими романами и семейными сагами замешаны не только Феррелл, Магуайр и Роббинс, но и Вэл Килмер (типичный военный чиновник из «Доктора Стрейнджлава»), Джессика Альба (легкомысленная кинозвезда), набирающая популярность Кристен Уиг (сводная сестра героя), английский любимчик Голливуда Мартин Шин (ее муж).
Есть и Кэри Маллиган из «Великого Гэтсби» — она озвучивает манекен, на котором намерен жениться юный Морхаус.
И это еще далеко не самая безумная сюжетная линия в «Трофеях Вавилона».
Кривлянья Уилла Феррелла — комедийное явление, которое не рискнет рекомендовать даже последний постмодернист от критики. Однако все остальное в сериале решительно прекрасно.
«Трофеи Вавилона» — это «Гражданин Кейн» в формате «Грайндхауса»; спецвыпуск «Монти Пайтона», посвященный «Нефти»; «Великий Гэтсби» с Магуайром под вечным кайфом.
Основной удар сатиры приходится именно на эпосы о соли американской земли — «Гиганта» с Джеймсом Дином, Элизабет Тейлор и Дэннисом Хоппером, «Место под солнцем», «Унесенных ветром», но шрапнель летит во все стороны. Побег из японского плена — пародия на «Охотника на оленей», принципы продакшена – на «Кинг-Конга», образы военщины — на Кубрика, автомобильные сцены — на Хичкока.
Местами достается даже датскому манифесту «Догма-95».
Это карнавальное безобразие способно произвести неизгладимое впечатление на любого, кто ценит американскую классику, но гораздо важнее, что оно щелкает по носу современные сериалы. Те все чаще норовят впасть в анабиоз великих семейных саг, растянуться на сотни часов и взвести до предела пафос, прикрываясь традициями Голливуда. «Трофеи Вавилона» помогают розовым очкам съехать на нос: далеко не все умные сериалы так умны, как мы привыкли считать.