На частной научной станции в Арктике — огромной, как база корпорации Umbrella из «Обители зла», — в результате тут же засекреченного инцидента гибнут два сотрудника.
Еще один выживает, но начинает мутировать: белки чернеют, зрачки краснеют, в руках появляется невероятная мощь, разум подчинился неведомой силе. Начальство станции выписывает из Центра по контролю и профилактике заболеваний США команду первоклассных эпидемиологов.
К группе на всякий случай прикрепляют одного военного, но в первой же серии он признается, что ни разу ни в кого не стрелял. А лучше бы стрелял, потому что на станции начинают твориться очень плохие вещи.
Зараженный ученый принимается бегать по вентиляционным шахтам и убивать людей. Сотрудники почему-то врут, что не ставили экспериментов на обезьянах, хотя повсюду валяется их шерсть. Служба безопасности готова в любой момент превратить станцию в тоталитарный полис.
Начальник базы — слуга двух господ, и не факт, что все его покровители — земляне.
А помощь не придет: наступают свирепые холода, и последний военный вертолет поспешил улететь до того, как замерзнет керосин.
Имена актеров, задействованных в сериале, скажут что-то разве что гикам, помешанным на «Звездных вратах», «Звездном пути» и другой телефантастике. Гораздо интереснее здесь присмотреться к тем, кто за кадром. Одним из режиссеров первого сезона значится Дэвид Слейд, который уже раскрашивал снег красным цветом в выдающемся вампирском ужастике «30 дней ночи». Работу над шоу контролирует Стивен Маэда — исполнительный продюсер «Обмани меня», продюсер-супервайзер «Остаться в живых» и сценарист «Секретных материалов». Сериал идет на канале SyFy, но создан силами Sony Pictures Television.
Работа всех этих людей вместе с операторами и композиторами создает ощущение, что смотришь не телешоу, а большой фильм, часто не уступающий «Нечто» Карпентера, первой «Обители зла» и даже «Чужому».
Разумеется, у оказавшихся в снежной тюрьме героев сложные взаимоотношения между собой — родственные, сексуальные и профессиональные. Но «Спираль» — один из немногих сериалов, где все эти мыльные подробности быстро отходят на третий план. В первую очередь это отчаянный триллер о выживании и разоблачении заговора — даже ценой этого выживания.
С ожиданиями зрителей, которым хотелось бы, чтобы будни эпидемиологов были очередной пародией на «Доктора Хауса», здесь бесцеремонно расправляются в первом же эпизоде: больной, дергаясь на кушетке, раз пятнадцать кричит знаменитое «Все врут».
После чего получает дозу транквилизатора. Зрителям что-нибудь успокоительное бы тоже не помешало, потому что сериалу с помощью гнетущей музыки и снежных спецэффектов действительно удается передать карпентеровский (а то и джек-лондоновский) тихий ужас перед белым безмолвием Арктики. Герои, конечно, могут спрятаться от этого снежного террора в духе одноименного романа Дэна Симмонса внутри станции, но станет только хуже. В ее узких коридорах живет совсем другой страх, хорошо знакомый нам по «Чужому».
По крайней мере, пилот оставляет именно такое, очень редкое для телесериалов впечатление. Дальше шоу может превратиться во что угодно. Главное, чтоб не в «Доктора Хауса».