Этическая хартия кинематографистов России может быть принята уже в первом квартале 2014 года, заявил во время X пленума правления Союза кинематографистов первый зампред СК Сергей Лазарук. За основу будет принят проект, разработанный рабочей группой союза. Документ предполагается обсудить во всех региональных отделениях союза, а также организовать его обсуждение в Общественной палате РФ; окончательный вариант хартии будет содержать все предложенные поправки.
Создать Этическую хартию, похожую на «Кодекс Хейса», который действовал в США с 1930-х по 1960-е годы, предложил в конце 2011-го Владимир Путин. В мае 2013 года на встрече с российскими кинематографистами он еще раз напомнил о своем предложении. После этого в СК было принято решение о создании проекта подобного «кодекса чести»; первый вариант был создан Молодежным центром СК. Затем работу над хартией начала рабочая группа Союза кинематографистов, в которую вошли Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, Кирилл Разлогов и другие, которые и представили итоговый вариант.
Американский «Кодекс Хейса» довольно жестко регулировал нормы морали, которыми должен был руководствоваться Голливуд: например, в фильмах нельзя было подрывать устои семьи, издеваться над религией и демонстрировать симпатию к преступникам. Этот документ являлся неофициальным, но весьма жестким стандартом для киноиндустрии и был фактически обязательным для соблюдения при производстве картин, которые выпускались в прокат. Российский аналог также не имеет юридической силы — это указано в самом начале; особо подчеркивается, что хартия не нарушает базовые, гарантированные Конституцией РФ права и свободы, не вводит цензуру и гарантирует свободу творчества. Присоединение к хартии, указывается в проекте, сугубо добровольно. При этом авторы документа подчеркивают, что ее принципы поддерживает наиболее сознательная, гражданственная и ответственная часть профессионального сообщества.
Принять свой моральный кодекс кинематографисты собираются на очередном, десятом пленуме правления.
К этому времени должны быть разработаны и процедуры, которые обеспечивали бы реализацию положений хартии.
«Вопрос не в том, чтобы активно «извергать вату», — сказал глава СК Никита Михалков. — Необходимо придумать механизм, который бы помогал работе хартии. Есть Этическая комиссия (Союза кинематографистов. — «Газета.Ru»), но не могу сказать, что она работает, есть и ирония — а судьи кто? Мне думается, что мы должны привыкать к тому, что есть авторитет наших коллег, в порядочности которых трудно сомневаться».
Михалков предложил обновить состав Этической комиссии с тем, чтобы она участвовала в обеспечении действенности положений хартии.
Комиссия, по его словам, должна быть «действенной и деятельной», а люди, которые будут в нее обращаться, — получать совет и помощь.
«Главное — чтобы этот механизм был жив, а не просто существовал для галочки. И если мы примем хартию, мы должны понимать, что это коллективный труд кинематографистов России», — заключил Михалков.
Примечательно, что в проекте хартии есть указание на то, что соблюдение ее принципов — дело нравственного самоконтроля работников киноиндустрии и авторитетного мнения профессионального сообщества, и ни о каком участии Этической комиссии не сказано ни слова.