Старый американский моряк Ричард Филлипс (Хэнкс) ведет вдоль берегов Африки огромное грузовое судно со ста тоннами коммерческого груза и двадцатью — гуманитарного. Из нищей рыбацкой деревушки в Сомали наперерез ему выходят две лодки с вооруженными до зубов пиратами. Ни сомалийцы, ни тем более американцы не хотят никого убивать, но система есть система: два с лишним часа эти в целом хорошие люди будут сражаться не на жизнь, а на смерть. Сначала — экипаж на экипаж. Потом — капитан против четверых пиратов.
Затем — четверо пиратов против всей мощи военного флота США.
«Капитан Филлипс» был обречен стать фильмом грандиозным, как американский линкор, и надежным, как сомалийский калашников, еще до того, как сошел со стапелей Голливуда. В основе — душераздирающая история реального капитана. Тем, кому повезло пропустить ее в 2009 году, предстоит нервно ерзать на кресле до самых титров. Том Хэнкс — голодный великий актер, десять лет просидевший без адекватных его возможностям ролей.
После этого фильма шансы Хэнкса догнать Дэниела Дэй-Льюиса, единственного в мире мужчину с тремя «Оскарами», велики как никогда.
Английский режиссер Пол Гринграсс — не только реаниматор серии про Джейсона Борна, но и мастер сводить в одном кадре художественное и документальное. Его «Кровавое воскресенье» — драма про расстрел ирландских демонстрантов британскими войсками в 1972 году — один из самых суггестивных фильмов нового века. Его «Рейс 93» — лучшее высказывание об 11 сентября, о котором говорил и Оливер Стоун, и многие другие. Наконец, снимавший почти все фильмы Гринграсса и Кэтрин Бигелоу оператор Барри Экройд — идеальный для зрителей экскурсовод по коридорам больших кораблей, умеющий сбить с толку, нагнать страху и заглянуть своим экспонатам в душу.
Сонный в самом начале и немного рассеянный в середине «Капитан Филлипс» в итоговом зачете превосходит любые ожидания: это оглушительно мощная драма и до предела электрифицированный триллер.
Первые полчаса борьбы с пиратами — поэма, рифмующаяся с «Моби Диком».
Штурм корабля — почти современный миф о лабиринте минотавра. Третий акт фильма умудряется одновременно быть и камерным триллером в духе «Погребенного заживо», «Тревожного вызова» или «Телефонной будки», и захватывающей войсковой операцией масштаба «Цели номер один».
В начале Хэнкс обманчиво скучен в роли обывателя — хочется сетовать, что он окончательно превратился в Рассела Кроу с чуть более вытянутым лбом.
Но во второй половине он начинает с огромным азартом менять маски античного стоика, христианского мученика, тихого безумца и отчаянного авантюриста, а ближе к развязке и вовсе устраивает невероятную импровизацию. Окружающие его африканские актеры-дебютанты тем временем вчистую переигрывают и американских моряков, и самодовольных военных. Одновременно запуганные и яростные, опасные и уязвимые, вооруженные, но тощие, кривозубые, но улыбающиеся, они одним своим видом поднимают гораздо больше неудобных политических вопросов, чем ждешь от патриотического блокбастера.
Три года назад пожилой Жан-Люк Годар загрузил сотню актеров на роскошный круизный лайнер и назвал свой фильм «Социализмом».
Гораздо менее изящное грузовое судно капитана Филлипса стоило бы выпустить в прокат под названием «Капитализм».
И не случайно фильм начинается с цивилизационной антитезы. Герой Хэнкса едет с женой-медсестрой в аэропорт и жалуется, что их детям будет невозможно найти работу. Тем временем в далекой Африке нищих моряков насильно вербуют в пираты. Обратно без добычи их не ждут, так что две банды вынуждены конкурировать еще и друг с другом. Капитан Филлипс в разговоре с капитаном пиратов говорит, что везет гуманитарную помощь. Тот отвечает, что из-за западных компаний, вылавливающих всю рыбу у берегов Сомали, остался без работы. В итоге фильм превращается в схватку пиратов поневоле с работорговцами поневоле. Когда в конце на четырех тощих сомалийцев обрушивается чуть ли не триста откормленных спартанцев со снайперскими винтовками и поддержкой с неба, понимаешь: этот мир не изменится никогда.