Путешественник во времени и пространстве, владелец полицейской будки (похожа на телефонную, но не красного, а синего цвета), неприметной снаружи и полной сюрпризов внутри, представляется при знакомстве Доктором. «Доктор кто?» — уточняют собеседники. Уточнений не требуется — просто Доктор.
Впервые зрители телеканала BBC узнали о нем 23 ноября 1963-го года, когда в серии «Неземное дитя» старшеклассница, два учителя (химии и истории) зашли в ту самую синюю будку, а вышли из нее в Каменном веке. Будка — маскировочная форма машины времени TARDIS (раньше она могла принимать и другие формы, но что-то сломалось). Доктор — ее обитатель и пилот, существо с двумя сердцами (прочие жизненно важные органы также удвоены), пришелец с планеты Повелителей времени, обладающих ресурсами для вольного перемещения в пространственно-временном континууме. На Земле и в других частях Вселенной он изучает многообразие жизни, исправляет ошибки, предотвращает хаос, противостоит атакам враждебных существ и сущностей, влюбляется, гибнет и воскресает.
Создатели сериала изобрели трюк, позволяющий продолжать историю героя на экране десятилетиями: повелители времени не только лучше, чем люди, приспособлены к жизни в различных экстремальных обстоятельствах, но и способны в момент гибели организма перерождаться в новом теле.
В этот момент меняется не только тело, но и некоторые черты характера. Соответственно, каждое перерождение Доктора — новый актер, новые привычки, новые компаньоны, новые приключения и свершения.
Неизменной остается инаковость: клетчатые и полосатые пиджаки, жилетки, диковинные галстуки, ирония пополам с романтичностью — эксцентричность представителя других миров вполне может сойдет за воплощение британца.
В Докторе есть что-то и от Гулливера, и от Байрона.
Плюс ключевая роль во вселенских катаклизмах и столкновениях. Плюс диковинные враги. К 1989 году сериал выдохся и был приостановлен на долгое время, в 1996 году вышел фильм с Восьмым Доктором, но продолжения он не получил, в 2005-м на экранах появляется Девятый Доктор и начинается новый отсчет.
Перезапустил историю Рассел Т. Дэвис, но главные успехи нового времени связывают с именем Стивена Моффата. Давний фанат Доктора Кто, сценарист сериала с 2005 года и главный автор с 2010-го, автор спилберговского «Тинтина» и один из создателей и авторов нового «Шерлока» с Бенедиктом Камбербатчем, Моффат, пожалуй, лучше всех в Британии вплетает ностальгические сюжеты и стаыре мифы в новую телевизионную волну.
Мир Доктора Кто огромен: как-то раз в этой реальности королеву Англии Викторию встревожило знакомство с повелителем времени — возник целый отдельный сериал «Торчвуд» про секретный институт, изучающий инопланетные угрозы. В Австралии смотрят сериал «K-9» про робо-собаку из этой же вселенной. В Новой Зеландии к 50-летнему юбилею выпускают двухдолларовую монету с отчеканенной на ней полицейской будкой TARDIS. Кажется, в XXI веке эта будка все еще способна объединять давно распавшийся мир Британской империи.
Заслуга Моффата в том, что он сохраняет накопленное и привносит живую энергию масштабной драмы, воскрешает сюжетные арки, выстраивает новые.
В сплетениях прошлого и будущего легко запутаться, бесконечные воскрешения и возвращения неизбежно превращаются в повод для шуток — и лучшую из них сочинил сам Моффат, когда в 1999 году написал сценарий пародийного телефильма «Доктор Кто и Проклятие неизбежной смерти», в котором Роуэн Аткинсон за пару минут перерождался в Ричарда Э. Гранта, Джима Бродбента, Хью Гранта и, наконец, Джоанну Ламли. И после этого сценариста еще попрекают тем, что он не желает возродить очередного Доктора в женском обличии.
Юбилейный «День Доктора» обещает стать связующим звеном и толчком к новым сюжетным поворотам. В нем не будет Двенадцатого Доктора, роль которого в предстоящем сезоне сыграет Питер Капальди (циничный матерщинник Малкольм Такер из великого сериала про английскую политику «Гуща событий»). Зато на экране точно появятся не только Десятый и Одиннадцатый Доктора (Дэвид Теннант и Мэтт Смит), но и представленный ранее в мини-эпизоде «Ночь Доктора» персонаж Джона Харта, решивший исход Войны Времени.
Тут можно начать рассказывать про этот страшный вселенский конфликт, но каждый рассказ влечет за собой следующий. Дело же в том, что знать предысторию не обязательно. Тому, кто плохо представляет себе мир «Доктора Кто», поход на «День Доктора» может представляться пугающим, но если уж погружаться в хаос, то почему бы не в самую его гущу.