Перекрестный год России — Нидерландов официально уже завершился, но нынешняя выставка в Манеже тоже входит в его программу. Это хорошо: без дизайнерского шоу оставалось бы ощущение, что чего-то важного в перечне событий не хватило. Голландия давно и прочно обосновалась на верхних строчках мировой иерархии в части проектирования предметов для повседневной жизни. Эта культура здесь процветала столетиями, и современные дизайнеры всеми силами стараются поддерживать старинную репутацию.
Из отдельных разработок складываются тренды, а из трендов — подобие философии.
Обзор текущей ситуации в дизайнерской сфере устроители выставки (это совместный проект Манежа, Московского музея дизайна и голландской компании Droog Design, одного из лидеров тамошней конструкторской индустрии) попытались снабдить концептуальными соображениями.
По их мнению, «эпоха аскетизма» подразумевает не отказ от роскоши, а ее переосмысление.
Если не делать ставку на дорогостоящие материалы, то ключевую роль начнет играть оригинальность придумки. Она-то и будет важнейшим признаком «новой роскоши».
Заявленная концепция подкреплена четырьмя десятками примеров, один другого убедительнее. Не то чтобы при взгляде на эти объекты хочется сразу отправить на помойку все прежние изделия из мрамора и серебра, однако многие эксперименты подкупают своим остроумием. Скажем, «Стул Дарвина» от Стефана Зигмайстера совмещает прикладную функцию с познавательной: если надоест на нем сидеть, можно использовать его как альбом по истории эволюции. А шкаф от Чунг-Тан Хо по мере его заполнения меняет конфигурацию с тыльной стороны, превращаясь в интерактивную инсталляцию. Тэйо Реми предлагает потребителям кресло из ненужной одежды (каждый пользователь может добавлять в конструкцию собственные шмотки), а Юрген Бей призывает вернуться к природе, для чего достаточно к обрубку упавшего дерева прикрепить спинки от стульев — и готова модная скамейка.
Нарочитая простота часто комбинируется с технологическими изысками. «Мерцающая лампа» от студии Next Architects представляет собой колбу с жировой субстанцией, внутри которой помещена электролампочка: авторы не без иронии отсылают к допотопной горелке. Бас Вармоэскеркен вроде бы стилизует свои тарелки под средневековую керамику, но подчеркивает их полистирольную сущность. Художники студии Minale-Maeda склонны завлекать инвесторов «Виртуальными цветами», позаимствованными из голландских натюрмортов XVII века для исполнения на 3D-принтере.
Из тех же времен студия Droog извлекла плиссированный мужской воротник, чтобы на его конструктивной базе создать бумажную салфетницу.
Уличная лавка по проекту Михаэля Шонера обладает способностью не просто играть музыку, но еще и перепрограммироваться: любой прохожий посредством bluetooth может закинуть в нее мелодию из собственного телефона. А стол под названием «Почитай перед едой», созданный Мариан Бантьес, призван еще и поспособствовать благотворительности: на столешнице выгравирован замаскированный под орнамент призыв жертвовать средства в пользу «Врачей без границ».
По мысли организаторов, совокупность подобных дизайнерских решений должна кардинально изменить наши представления о респектабельности или непритязательности окружающей среды.
Что ловко придумано и технологично исполнено, то и престижно, — приблизительно таков главный месседж этой экспозиции.
Идея привлекательная и демократическая, но едва ли реализуемая во всей своей полноте. Миллиардер и водитель трамвая могут носить джинсы с одним и тем же лейблом, что не уравнивает качество их жизни и потребительские запросы. Понятно, что в концепции выставки изначально заложено определенное кокетство, но конкретные проекты безусловно заслуживают пристального внимания, а порой даже и восторга. В той или иной степени они действительно будут менять мир, пусть он и не приблизится из-за этого к состоянию рая на земле.