Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Глубокое синее море любви

В российском прокате идет победитель Каннского кинофестиваля — фильм Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель»

В прокат вышел «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша — фильм про любовь двух девушек, победитель Каннского кинофестиваля, вызывающий восторженную реакцию критиков.

Подружки с энтузиазмом оценивают парней, замечая, как симпатяга Тома (Жереми Лаэрт) из выпускного класса заглядывается на Адель (Адель Экзаркопулос), но та срезает: «Не Брэд Питт же» — вот и весь разговор. Кажется, сложная природа переживаний героев романа Пьера Мариво «Жизнь Марианны», который разбирают на уроках литературы, интересует ее больше, чем потенциальные ухажеры. Когда же после пары прогулок и разговоров хороший, как выясняется, парень упрекнет Адель в том, что она его избегает, та ответит поцелуем — не объяснять же, что по дороге на свидание увидела девушку с синими волосами (Леа Сейду) и потеряла покой.

В следующий раз Адель увидит незнакомку в гей-баре.

Между первой и второй встречами случатся хаотические попытки понять себя через новый опыт, после — открытие нового мира: неспешные беседы, светлые улыбки, несмелые прикосновения, решительный шаг.

Про это кино можно написать что-нибудь восторженное о чувственности и о том, как любовь подбирается волнами, чтобы вдруг накрыть с головой — ни вздохнуть, ни вынырнуть — и увлечь на такую глубину, о которой слышал не раз, но и представить не мог, какая она.

Всепоглощающая, теплая, синяя. Выбросит такая — будешь покачиваться на глади, приходя в себя.

Комикс Жюли Маро, по которому Абделатиф Кешиш («Увертка», «Кус-кус и барабулька», «Черная Венера») снял свой фильм, так и назывался: «Синий — самый теплый цвет» (Le Bleu est une couleur chaude). На 18-летии Адель звучит песня со словами: «Я, я следую, я следую за тобой. Глубоководное дитя, я следую за тобой». Ну или «малышка», а не «дитя»: «I, I follow, I follow you. Deep sea baby, I follow you».

С некоторыми словами удобнее играть, чем с другими, а героиня и режиссер любят литературу, особенно Мариво, которого Кешиш выделяет из современников за виртуозность и стиль. Но слова слишком покладистый инструмент для вчитывания в них любого личного опыта, в кино же подменить один опыт другим сложнее, тем более когда оно апеллирует к интенсивному чувственному восприятию.

Камера вглядывается в лицо героини, в ее губы, когда она говорит, молчит, ест, спит, приближается к оргазму, достигает его.

Казалось бы, Кешиш добивается присутствия жизни в кадре, но что-то сбоит в мельчайших деталях: так едят именно в кино, когда хотят показать жизнь во всей ее полноте. Это не наблюдение за реальностью, но ее тщательная реконструкция со всеми причмокиваниями, мычанием и облизыванием пальцев и столовых приборов. Замена глянцевой эстетики на реалистическую ничего не меняет: те же стереотипы в другом ракурсе. «Посмотрите, какая она живая!» — говорят нам.

С сексом еще сложнее, чем с едой: он тоже очень живой.

В разговорах о том, как режиссер добивался этой живости, уже копья сломаны. Эти долгие сцены (одна, например, длится десять минут) реалистичны, ничуть не скучны, не затянуты, и секс отличный, даже слишком. Казалось бы, странно обвинять постановщика в том, что слишком хорошо все на экране. В то же время сложно отделаться от ощущения, будто показывают высокохудожественное, в меру современное представление в меру консервативного автора о том, как должен выглядеть акт любви между двумя юными и прекрасными созданиями.

При этом нет оснований не верить, что в однополой любви для Кешиша важна не гендерная проблематика, не лесбийская тема, а собственно любовь, механика и органика ее возникновения и развития.

А еще его беспокоит социальное неравенство и интересует то, что и как едят люди.

Буржуазные устрицы и хорошее белое вино — открытость прогрессу, в том числе в области сексуальной свободы. Мещанские спагетти болоньезе и какое-то красное — простота, предрассудки и консервативные страхи. И наоборот: в жадном насыщении макаронами много жизни, а потребители устриц могут в них и захлопнуться, вцепиться в стенки и крепко держаться за свою картину мира. Любую символическую систему можно интерпретировать до абсурда, а Кешиш выбирает пограничный язык: с одной стороны, каждое действие равно себе, с другой — тут полно литературных и художественных аллюзий, социального и культурного подтекста.

В какой-то момент кажется, что это будет фильм о том, как классовые различия оказываются сильнее самого лучшего секса.

Ура, это не так — или не совсем так, не в лоб. Первая любовь хрупка и может стать жертвой множества обстоятельств, их комплекса. Кто-то забывает о смелости своих порой наивных суждений и норовит превратиться в домохозяйку. Кто-то не желает признать право другого на простоту, ждет от другого раскрытия потенциала, то есть, не отдавая себе отчет, требует соответствовать. Кто-то слишком юн, чтобы знать, что делать в кризисной ситуации. Кто-то перестает справляться с новой для себя ролью ведущего, а не ведомого.

Лучшее в фильме и истории любви — необъяснимое. Как необъяснима паника, охватывающая Адель, когда все видимые опасности позади: знакомства с родителями прошли без эксцессов, богемные друзья Эммы в восторге от юной музы, возлюбленным, открыто живущим вместе, уже не надо ни от кого прятаться.

И вот тут Адель становится испуганным зверьком.

Кешиш точен, когда вскрывает неочевидную, потаенную жестокость того, кто, утратив любовь, вместо того чтобы признаться в этом хотя бы себе, подталкивает другого к ошибке, к проступку, чтобы снять с себя ответственность. Кешиш совершенен в том, как за три часа экранного времени превращает Адель из несколько неуклюжей девочки-подростка в желанную, но все еще беспомощную перед внутренними и внешними противоречиями женщину.

Но ему словно этого мало. С одной стороны, жизнь без прикрас. С другой — синяя скамейка под розовой вишней. Синий дым карнавала в синих тонах, которым оборачивается митинг против всего плохого и за все хорошее. Синие глаза школьника на фоне синей стены. Синий лак на ногтях школьницы на фоне синей сумки. И, контрастом, что-нибудь красное. Вообще русских метафизиков, а также видных представителей иранского поэтического кинематографа не так давно не щадили за бирюзовые хлебницы и персики в саду.

Кешиша как-то не с руки бить за синеву: он ее так последовательно тащит в кадр, рифмует со спорами о красках и чувственности у Климта и Шиле.

Вот-вот спорящие забросят обсуждение декоративности первого и психотичности второго, чтобы сойтись на том, что никого нет лучше Ива Кляйна, обладателя патента на яркую смесь ультрамариновой краски с синтетической смолой, художника, в процессе создания полотен которого вымазанные в синем обнаженные женщины таскали друг друга по холстам. Нет, Кляйна не будет, это тоже доведение до абсурда.

То, что фильм Кешиша, который победил в Канне, чаще и единодушнее многих других победителей называют шедевром, не случайно и справедливо.

Шедевр — это нечто образцовое, это лучший экземпляр воспроизводимого объекта, то есть какая-то вещь, доведенная в производстве до технического совершенства. То есть одна из разновидностей общих мест. И в этом смысле единодушие по поводу Кешиша может не сильно отличаться от единодушия по поводу Кристофера Нолана (нет ни в критике американской, ни в англоязычных film philosophy и film studies более популярного режиссера) или «Аватара» Джеймса Кэмерона, в котором опять же хватало синего.

Кешиша роднит с ними то, что в музыкальной критике называется перепродюсированием: он выверяет цвета, добивается от актрис подлинности, а на выходе получается доведенная до болезненного совершенства картина большого художника о природе. Натюрморт то есть даже, а не пейзаж или портрет. Природа этого обмана зашифрована уже в названии первоисточника: синий — не самый теплый цвет, синий — самый холодный.

Новости и материалы
Жителям Брянска придется платить за подготовку бомбоубежищ
В Москве коктейль Молотова метнули в машину полиции
Брат Федора и Александра Емельяненко получил тюремный срок
Россия и Иордания обсудили события и ситуацию в Сирии
В Мурманской области двухэтажный поезд с пассажирами сошел с рельсов и перевернулся
Раскрыт гонорар Ивлеевой на корпоративах
Силы ПВО отражают ракетную атаку на Ростовскую область
Два ракетоносца ВС РФ совершили полет вблизи побережья Аляски
Ученые обнаружили ассиметрию материи–антиматерии
Ведущий «Модного приговора» объяснил, как носить шотландскую клетку
В МИД России заявили о деградации международной безопасности
Зеленского обвинили в сокрытии информации о пытках в ВСУ
В ФРГ анонсировали встречу Шольца с генсеком НАТО по Украине
Сафонов и Головин попали в заявки «ПСЖ» и «Монако» на матч чемпионата Франции
Сервисы Apple начали закрываться в России
Саркози обжалует решение суда в ЕСПЧ
Пляжи Анапы со слоем мазута попали на видео
Mash: в деле об убийстве Кириллова фигурирует агент СБУ «Морбиус»
Все новости