В четверг, 7 ноября, председатель профкома Российского института истории искусств (РИИИ) Джамиля Кумукова получила на руки список из 14 человек, которых новая администрация увольняет «в связи с сокращением штата».
«Еще 20 человек были уволены в октябре, — рассказала Кумукова «Газете.Ru». — Мы, профсоюз, ничего не согласовываем, но людей все равно увольняют. Или по сокращению штата, или по статье». Кумукова рассказала, что администрация института завела на проходной журнал, в котором сотрудникам надо отмечаться каждый день.
«Но у нас работа научная, иногда сотрудникам необходимо работать в архиве или библиотеке, у нас всегда были такие неприсутственные дни. Новый директор (Ольга Кох возглавила РИИИ в июне 2013 года. — «Газета.Ru») в такие подробности не вникала», — возмущается профсоюзный лидер.
По ее словам, с формулировкой «за неоднократное нарушение трудовой дисциплины» был уволен Андрей Кириллов, под сокращение штата попала Елена Горфункель — ученые, которых знают во всем мире.
Увольняют заведующих секторами, библиотекарей, старших научных сотрудников. Председатель профкома говорит, что администрация, скорее всего, создаст свой, «ручной» профсоюз, чтобы было проще увольнять несогласных. Уволенные специалисты обратились в суд с исками о незаконном увольнении.
Первые заседания состоятся в Октябрьском районном суде 14 и 18 ноября. Свою правоту будут отстаивать старшие научные сотрудники Евгения Хаздан и Андрей Кириллов.
Причину массовых увольнений профсоюз видит в стремлении захватить историческое здание.
«Министерство культуры и администрация института говорят об оптимизации. Но у нас многие считают, что все дело в здании института, которое кому-то приглянулось», — утверждает Кумукова.
РИИИ занимает Зубовский особняк, который расположен в историческом центре Петербурга, на Исаакиевской площади, в 20 метрах от Исаакиевского собора. Это старинный особняк графов Зубовых, дворянского рода, оставившего заметный след в российской истории. Граф Валентин Платонович Зубов основал РИИИ в собственном доме в 1912 году и после революции передал его государству. С тех пор историки не покидали это здание. Недавно оно было реконструировано, но сотрудники опасаются, что его могут признать аварийным. Слухи о «гибели» здания докатились даже до Западной Европы. По словам Кумуковой, внучки графа Валентина Зубова, живущие ныне в Германии, отправили телеграмму президенту России с просьбой сохранить в здании институт, основанный их дедом.
Министерство культуры, в чьем ведении находится РИИИ, никогда не заявляло, что здание будет перепрофилировано.
При этом, по некоторым данным, Минкульт собирался провести «оптимизацию», объединив РИИИ и московский Российский институт культурологии (РИК). Правда, федеральное культурное ведомство затем выступило с опровержением.
В 2012 году в РИИИ приезжали министр культуры Владимир Мединский, дирижер, директор и худрук Мариинского театра Валерий Гергиев и ряд других лиц. Тогда министр на брифинге заявил, что не увидел в институте «динамичной работы». Летом 2013 года покинула пост директор РИИИ Татьяна Клявина, а новым директором была назначена Ольга Кох, историк из Петербургского университета культуры.
После смены руководства РИИИ в здании появилась охрана, стал вестись график рабочих часов. Часть сотрудников нового директора не приняла. Ей выражали недоверие, проводились пикеты и митинги в защиту прежнего руководителя, писались письма властям. Однако Минкульт поддержал именно Ольгу Кох.
У нынешнего директора иное видение ситуации в РИИИ.
Все разговоры о том, что в зубовском особняке могут разместиться иные структуры помимо института, директор РИИИ Ольга Кох назвала глупостью.
«Это здание находится в федеральной собственности, — заявила Кох «Газете.Ru». — Любая аренда запрещена законом».
По ее мнению, нельзя говорить, будто бы в институте происходят массовые увольнения.
«Сокращение двух с половиной ставок вы называете массовыми увольнениями? — удивляется Кох. — Да, ушли четырнадцать человек, но это оптимизация. Из них восемь — научные сотрудники. Были составлены планы по заявкам секторов, они были внесены в министерство и согласованы.
Кто-то не подходит по уровню, у кого-то нет научной степени, у кого-то возраст пенсионный. Процедура соблюдается одна для всех, и все происходит по закону…»
Директор объясняет, что понимает обиду уволенных, но действовать намерена по закону.
«У некоторых это вызывает обиды, это естественно. Но занимать такую позицию неконструктивно, — уверена Кох. — Вы посмотрите, что они пишут в интернете! Я же такого не пишу, как они. В итоге вы, журналисты, звоните, вас интересует только жареная информация. А институт работает. У меня четкий план работы, сегодня, например, выиграли грант… Приходите в гости, мы все покажем, расскажем, дадим интервью, ничего не скрываем».
По словам Кох, некоторые сотрудники действительно были уволены за прогулы. Но администрация действовала по Трудовому кодексу и неоднократно предупреждала прогульщиков: «Мы достаточно поговорили с коллективом, я и мой помощник, юрист. Всем объяснили, что закон нужно соблюдать и уважать.
Они согласились, но все равно прогуливали. Мы раз предупредили, два… Люди не понимают. За прогулы и ответили.
Нельзя занимать позицию — мол, мы будем делать что хотим, а государство будет нам подчиняться!»
Кох также заявила, что на данный момент нет никаких планов по слиянию РИИИ и института культурологии.
Отметим, что ранее, по информации русского Forbes, Гергиев предлагал объединить Мариинский театр с Академией русского балета, Санкт-Петербургской государственной консерваторией и Российским институтом истории искусств. Издание ссылалось на проект письма Гергиева Владимиру Путину. Худрук предлагал создать на базе Мариинки «Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте Российской Федерации». Однако эксперты Минкультуры эту идею не поддержали, а в ведомстве ее посчитали несвоевременной.