Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Достаточно уговорить кого-то продать автомобиль»

Режиссер Уит Стиллман рассказал «Газете.Ru» о своих фильмах, представленных на «Амфесте»

Режиссер Уит Стиллман рассказал «Газете.Ru» о своей ретроспективе, прошедшей на фестивале американского независимого кино, планах экранизировать Джейн Остин и о том, чем молодые люди лучше немолодых.

На завершившемся накануне фестивале американского кино показали все четыре фильма классика независимого кино Уита Стиллмана. В «Золотой молодежи» он создал групповой портрет обеспеченных умников и умниц, не знающих, куда вырулят их жизни, в «Барселоне» вспомнил собственные годы, проведенные в Испании, а в «Последних днях диско» воспел закат эпохи ярких вечеринок и дал путевку в кино Кейт Бекинсейл и Хлои Севиньи. Вернулся же в кино Стиллман после перерыва в тринадцать лет комедией «Девицы в беде» с Гретой Гервиг в роли предводительницы группы студенток, спасающих сверстников от суицидальных настроений. Корреспондент «Газеты.Ru» поговорил с режиссером о влиянии на него Вуди Аллена, Джима Джармуша и Франсуа Трюффо, крахе попыток снять кино в Европе и нелюбви к буквальному переносу книг на экран.

— В России часто можно слышать фразу, что даже независимое кино нельзя снять, если у тебя нет миллиона долларов.

— Абсурд. Один из моих любимых фильмов — «Это щемящее чувство» (That Sinking Feeling) — стоил своему создателю Биллу Форсайту 6 тыс. фунтов стерлингов. Этот Форсайт ставил спектакли с мальчишками в Глазго, а потом с четырьмя из них решил снять кино. С визуальной точки зрения картина выглядит так себе, но это очаровательный и очень смешной фильм. Есть парень в Штатах по имени Рик Шмидт, который написал книгу «Как снять полнометражное кино по цене подержанного автомобиля». Из нее следует, что, если вы знаете кого-нибудь, кто владеет подержанной машиной, то для того, чтобы снять свой фильм, вам нужно только убедить этого человека продать ее и стать кинопродюсером.

— Зачем вас понесло за океан из страны, где так устроен кинопроцесс?

— Это все давние связи с Европой, из-за которых я решил, что смогу заниматься производством фильмов в Лондоне, живя в Париже и Мадриде, преимущественно в Париже. Было несколько проектов, финансирование для которых я искал в Англии, что-то должно было сниматься в Китае — не обязательно в Китае на самом деле, а где-нибудь в Азии, но так, чтобы мы смогли выдать это за Китай. Так или иначе, ни с одним из проектов я не преуспел, не смог найти денег, поэтому вернулся к идее снять недорогую комедию и пошел к Робу Райнеру (режиссер фильмов «Когда Гарри встретил Салли» и «Несколько хороших парней». — «Газетa.Ru»), чья студия Castle Rock Entertainment обеспечила производство моих второго и третьего фильмов. Ему понравился сценарий «Девиц в беде», и я получил возможность снять еще один фильм.

— Разница между европейской и американской системами финансирования авторского кино оказалось непреодолимой?

— Так сложилось исторически, что в Штатах государство не дает денег на кино, здесь развито частное финансирование, и ты должен находить людей, которых увлечет твоя идея, а такие люди есть. С европейскими институциями это не сработало.

— В программе «Амфеста» ваши фильмы соседствовали, например, с «Милой Френсис» Ноя Баумбаха, и, полагаю, у ваших фильмов есть что-то общее, не только...

Грета Гервиг (актриса, которая играет главные роли и в «Милой Френсис», и в «Девицах в беде». — «Газета.Ru»)?

— Например.

— Мне нравится «Милая Френсис», но я же сам позаимствовал Грету Гервиг из прошлого фильма Баумбаха «Гринберг», так что он просто вернул ее себе.

— Можно ли говорить о существовании какого-то киносообщества в Нью-Йорке?

— Да, и это что-то новое. Сначала Уэс Андерсон стал снимать фильмы, близкие мне по духу, потом появился мамблкор (жанр разговорного кино про нью-йоркскую жизнь. — «Газета.Ru»), в котором снималась Грета. И мамблкор оказался очень полезен, потому что мы стали работать с людьми из этого течения и с продюсерами, которые привыкли делать фильмы с очень маленькими бюджетами. В 1980-е и 1990-е я не был частью какой-либо тусовки, никого не знал, приехал в Штаты из Испании и не очень понимал, как устроена местная жизнь. Теперь у меня появилось ощущение, что я хорошо знаю новое поколение. Остается, конечно, огромный возрастной разрыв — я же намного старше, — но есть чувство общности, некоего единения. И мне нравится работать с молодыми, с ними отрываться веселее. Шутка. Дело в том, что они полны энтузиазма, не развращены бизнесом, у них меньше предрассудков и стереотипов. Есть, конечно, исключения, но в целом это так.

— Есть мнение, что фильмы, которые показывают на фестивалях «Сандэнс» и SXSW, то есть те, что составляют костяк независимого кино, очень похожи друг на друга, вы согласны?

— Мне кажется, мы можем говорить о школах, о стаях, в которые сбиваются независимые кинематографисты, но между стаями общего немного: кто-то снимает комедии, кто-то — артхаусные драмы. Внутри — да, люди объединяются и создают похожие вещи, но таких объединений много, а потому и разнообразие сохраняется.

— Не будучи частью тусовки, вы испытывали какие-либо кинематографические влияния?

— Полагаю, больше всего на меня, как и на многих других, повлияли комедии Вуди Аллена. И конечно, американское независимое кино вышло из французской «новой волны». Направление всем задали «400 ударов» и «Украденные поцелуи» Трюффо, а для меня лично важным опытом стала работа с испанскими кинематографистами. До того как начать снимать собственное кино, я продавал испанское, в основном крохотные мадридские комедии про жизнь разных дружеских компаний. Мне очень нравились «Оперная прима» Фернандо Труэбы, другие его работы и еще фильмы Фернандо Коломо, в которых я и сам иногда снимался и помогал их снимать. Из американских имен я бы выделил Джона Сэйлса, Джима Джармуша и Спайка Ли, которые снимали маленькие фильмы, обращенные к жизни зрителей, связанные с аудиторией.

— Что насчет нью-йоркского андерграунда, из которого вышел Джим Джармуш?

— Да, он вышел из этой среды, но он отличается от нее, он забавный, и «Более странно, чем в раю» — это очень мягкое кино, нежное, а нью-йоркский андерграунд — это совсем другая история, не близкая мне. Джармуш оказался триумфатором новой экономической модели в кино: несколько персонажей, одна-единственная песня играет по кругу — так мы научились снимать недорогое классное кино.

— А как же Джон Кассаветис?

— Он был едва ли не единственным человеком, кто снимал независимое кино в свое время, но не думаю, что он оказал значительное влияние на независимое кино. Люди говорят: «О, Джон Кассаветис положил этому начало», но мне не кажется, что он всерьез повлиял на людей. Не было единомышленников, не было последователей — был Джон Кассаветис, который снимал фильмы Джона Кассаветиса, но не было школы Джона Кассаветиса.

— Зачем в «Последних днях диско» сходятся герои «Золотой молодежи» и «Барселоны»?

— Идея в том, что диско и клубная культура объединяют совершенно разных людей, представителей разных слоев и обладателей разного культурного и социального опыта. Клуб — это перекресток разных дорог, поэтому мне было интересно свести в нем персонажей из разных историй. То есть это не прием ради приема, а ход, продиктованный содержанием фильма.

— Кстати, вам не кажется, что в истории про диско не хватает афроамериканской составляющей, все-таки диско — это довольно черная музыка и культура изначально?

— Конечно, и я хотел включить в сюжет фильма историю черной пары, но как-то не сложилось. В то же время музыка, которая звучит в фильме, передает дух настоящего диско, в котором есть и соул, и ритм-н-блюз. Мое увлечение музыкой не ограничивается диско — я все еще надеюсь снять фильм про ямайскую музыкальную сцену, действие которого происходит в начале 1960-х.

— В своих фильмах вы открывали новые имена, преимущественно актрис, как, например, Кейт Бекинсейл или Зои Деша... ой, простите, то есть Хлои Севиньи...

— А мне, кстати, очень нравится и Зои Дешанель тоже, она должна была сыграть у меня в «Маленьких зеленых человечках», которых так и не удалось снять, по роману Кристофера Бакли.

— Шансов, что мы увидим этот фильм, нет?

— Хотел бы его снять, но проблема заключается в том, что я решил полностью переиначить историю, рассказанную в книге: не люблю следовать за чужими словами. Мой подход — сочинить собственную историю поверх той, что уже существует в первоисточнике.

— Но сейчас вы собираетесь снимать картину по Джейн Остин?

— Не стал бы об этом рассказывать, но, раз информация уже просочилась, ничего не поделаешь: мы сейчас занимаемся поиском артистов, так что хранить этот проект в секрете невозможно.

— Можем просто поговорить о влиянии Джейн Остин.

— Конечно, ее творчество сильно повлияло на мои фильмы, и мне кажется, что это хорошее влияние. Мне нравится вдохновляться тем, что написано, но я не люблю буквальные экранизации, не хочу иллюстрировать написанное. В случае же с этим проектом речь идет о неоконченной работе Остин, которая не была опубликована при ее жизни, что дает мне большую свободу интерпретации. Законченный роман похож на статую, которую нужно заставить двигаться, в неоконченном произведении больше сырого материала, пространства для собственного творчества.

— В любом случае произведение, которому 200 лет, можно переносить на экран по-разному. Можно снять костюмное кино, что выйдет гораздо дороже, можно перенести действие в наши дни...

— Не думаю, что костюмное кино обязательно должно быть дорогим. Надеюсь, что это не так, ведь я собираюсь снять именно такое и не буду менять время действия. Все, что мне нужно, — это дом, интерьеры, сады и платья — не так уж и много.

— Ваши герои и героини всегда были молоды и становятся еще моложе, вам нравится молодость?

— Мне никогда не нравились люди моего поколения, а теперь у меня есть две дочери, и вот они мне очень нравятся, как и их сверстники. Разумеется, когда вижу детей моих ровесников, я замечаю и плохое, тогда как в дочерях — только хорошее. И я не могу знать доподлинно, как именно мои дочери проводят субботние вечера, так что мне достается только позитивная сторона: они серьезные, им интересна их жизнь, они мне гораздо симпатичнее и ближе, чем люди моего возраста. Во всяком случае, чем те, что работают в кино.

Новости и материалы
Россиянам дали советы, как правильно загорать летом
Бойцы группировки войск «Восток» за сутки уничтожили до 125 солдат ВСУ
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Все новости