Разоренный кризисом аналитик с Уолл-стрит Ричи Ферст (Джастин Тимберлейк) прилежно учится в принстонской аспирантуре, а на жизнь зарабатывает втягиванием однокурсников в азартные онлайн-игры. В какой-то момент любовь к покеру и амбиции приводят Ричи в Коста-Рику, где обосновался покерный магнат Иван Блок (Бен Аффлек). На родине владельца онлайн-казино ищет ФБР, зато в Центральной Америке он чувствует себя как наркобарон ХХ века— с демоническим наслаждением покупает чиновников, держит в пруду крокодилов, закатывает шумные вечеринки и любит пофилософствовать.
«Первые годы бизнеса как Россия после коммунистов: все решают воля и сила».
«Чаще всего то, что ты принимаешь за совесть, – не совесть, а страх». Ричи эта философия и открывающиеся с ней возможности нравятся, и он быстро становится правой рукой Ивана. Но в какой-то момент между партнерами встает женщина (Джемма Артертон). Потом в печень к Ричи вежливо стучатся агенты ФБР. А следом в игру втягиваются местные силовики.
Закон техасского холдема гласит: фильм, в котором есть покер, всегда обещает больше, чем фильм, в котором его нет. Придуманная в Европе, но заново родившаяся вместе с Диким Западом, эта игра сочетается с кинематографом не хуже, чем любой силовой спорт. В ней есть все, что так любит фиксировать кинокамера: риск и хладнокровие, эмоции и ум, надежды и отчаяние, жестокость и изящество, тишина и истерия, соперничество и интриги, рок и неопределенность.
Само по себе покерное действо окружено соблазнительными атрибутами большого кино – сигаретным дымом и женскими духами, меткими фразами и выразительными взглядами.
Покер умеет быть прекрасной отправной точкой для любого сюжета – авантюрного вестерна («Мэверик»), криминальной драмы («Карты, деньги, два ствола), романа воспитания («Шулера»), нуара («Ловкие руки»), шпионского боевика («Казино «Рояль») и даже рождественской сказки («Везунчик»). Он может быть центром истории сам по себе – как в плохом, но все равно обаятельном сериале «Тильт».
Упомянутый тильт – состояние, в котором начинающий проигрывать игрок входит в штопор и уже не может остановиться. Он вроде бы продолжает действовать грамотно и иногда даже отыгрывается, но в долгой перспективе теряет концентрацию и все свои фишки. Иногда такое случается, когда игрок садится за стол, который ему не по зубам.
«Vа-банк» — фильм, севший за чужой стол и пребывающий в тильте.
Он вроде бы делает все правильно, но не преуспевает. Чтобы водить зрителя за нос выдуманной грандиозной финансовой аферой, нужно быть или Мартином Скорсезе («Волк с Уолл-стрит»), или Оливером Стоуном (просто «Уолл-стрит»), или хотя бы врать понаглее. Чтобы убедительно изобразить схватку двух хищников из разных поколений, нужно заменить Бена Аффлека на Леонардо Дикаприо, Дэниела Крейга или Бенисио дель Торо. Кого поставить вместо Джастина Тимберлейка – вопрос сложнее: тридцатилетнего Чарли Шина в Голливуде сейчас нет. Чтобы фильм нервировал, как «Полиция Майами» или «Великолепная афера», нужно играть в эти игры столько же, сколько Майкл Манн и Ридли Скотт.
Чтобы поссорить героев из-за женщины, мало пригласить в кадр одну из девушек Бонда – нужно еще и позволить ей открывать рот.
С другой стороны, режиссер Бред Фурман, автор отличного «Линкольна для адвоката», и не мог выйти из этого тильта: большие для жанра деньги вложены, звезды подписаны, продюсер Дикаприо поручился за успех предприятия, съемочная группа улетела на Карибы. Кино не покер, где можно сказать «фолд» и встать из-за стола.