Банда Заточенных кепок, резавшая конкурентов спрятанными в шапки бритвами, терроризировала Бирмингем почти полвека на рубеже XIX и XX столетий. Однако сериал изображает эту «римскую империю» уже накануне ее заката: легионеры только что вернулись из «галльского похода» — Франции времен Первой мировой. Вместо фанфар их ждут варвары у ворот.
На заводах заправляют коммунисты, в подворотнях – ирландские террористы и итальянские банды; китайская диаспора сохраняет нейтралитет, но быстро растет.
А с собственным криминальным бизнесом неплохо справляются жены и тети героев – и явно не хотят отказываться от нечаянно обретенной власти без боя. В результате неудачного ограбления в руки Заточенным кепкам попадает партия оружия для британских колоний в Африке. И тут уже за гангстеров берется сам Уинстон Черчилль, выписавший из Ирландии прославленного шефа констеблей.
Ищейка привозит с собой офицеров-католиков, у которых к соплеменникам-протестантам много вопросов. В общем, в городе вот-вот вспыхнет гражданская война.
«Заточенные кепки» — ревнивый британский ответ американской «Подпольной империи». Англия тоже была диким западом и не хочет отдавать всю криминальную славу заокеанским соседям. Поэтому в обоих сериалах проведена самая тщательная реконструкция эпохи. Жуткий индустриальный Бирмингем с вечными огнями и грязью интересно дополняет образ довоенного Лондона из сериала «Мистер Селфридж», респектабельного и благоухающего. А американский Атлантик-Сити из «Подпольной империи» на фоне жуткого и дикого Бирмингема и вовсе кажется швейцарской деревушкой с нулевым уровнем преступности. Город «Заточенных кепок» похож разве что на Нью-Йорк XIX века из сериала «Легавый» — тоже британского производства.
На этом сходство с «Подпольной империей» не заканчивается: и там и там наличествует харизматичный ведущий актер.
В «Заточенных кепках» это ирландец Киллиан Мерфи из «28 дней спустя» и новой трилогии о Бэтмене.
И там и там есть до одержимости принципиальный законник. И там и там в конфликт втянуты целые династии, между членами которых неизбежно возникают шекспировские страсти. И там и там криминальная деятельность осложнена множеством факторов, что возможно лишь в сериалах. На судьбу бандитов влияют и религиозные трения, и политические интриги, и переселение народов, и появление новых технологий, и распространение идеологий, и много что еще.
В первом же эпизоде собственной персоной появляется молодой Черчилль, удивительно похожий на Константина Эрнста.
Наконец, и там и там диалоги написаны таким образом, чтобы транслировать зрителю очередные «правила жизни Вито Корлеоне». Если герои открывают рты, то будьте готовы: сейчас вылетит претенциозная крылатая фраза. «Чем букмекеры лучше коммунистов? И те и другие кормят бедняков надеждами. Но лошади иногда побеждают».
«Заточенные кепки», удостоенные очень высокой оценки западных критиков, действительно не уступают «Подпольной империи» ни в чем. Здесь есть и размах, и стиль, и драма, и дерзость: редко когда за кадром исторической драмы звучат современный ирландский рок и Ник Кейв. Но, что важнее, здесь есть чувство меры: в первом сезоне всего шесть серий, а на многолетнюю драму история не рассчитана.
«Подпольная империя» в последнем сезоне стала еще медлительнее и самодовольнее. Полная энергии ирландская банда готова принять перебежчиков в свои ряды.