За 17-летнюю историю ярмарка «Арт Москва» знавала разные времена, в том числе и трудные. К примеру, в 1999 году ее проведение было попросту отменено из-за недавнего дефолта. Да и в годы, которые сейчас принято называть сытыми, это событие приносило устроителю в лице компании «Экспо-Парк» отнюдь не доход, а только убытки. Лишь однажды, в 2007-м, удалось получить крохотную прибыль в размере $20 тыс. Тем не менее предприятие всегда стремилось к солидности, рафинированности и широкому международному участию: в списках постоянно и во множестве фигурировали иностранные галереи. Внимательный наблюдатель мог заметить, правда, что состав их существенно менялся от раза к разу, что для арт-ярмарки не очень благоприятный фактор.
Костяк же из отечественных галерей оставался почти неизменным вплоть до прошлого года, когда от участия в «Арт Москве» одновременно отказались галерея Гельмана, «Айдан» и XL.
Тогдашние громкие пересуды о кризисе рынка современного искусства в России не были только пересудами, что теперь зафиксировано и новой концепцией ярмарки.
Директор «Экспо-Парка» Василий Бычков даже признался, что они всерьез подумывали об окончательном отказе от проекта.
Но нежелание сдаваться привело к иному решению: «Арт Москва» образца 2013-го базируется на галереях без богатой истории и завышенных ожиданий доходности. Версия 2.0 предполагает широкое участие молодых институций, которым еще не исполнилось трех лет. Им предоставлены льготные условия взамен на ограничение ценовой категории произведений: максимальная стоимость каждого не должна превышать €5 тыс. Однако привлечены и некоторые ветераны вроде московской «Крокин-галереи» или венской Knollgalery, дабы перезагрузка не выглядела совсем уж радикальной.
Всего в нынешнем списке значатся 32 коммерческих участника, 15 из которых проходят по ведомству New Platform, то есть олицетворяют смену ярмарочного курса.
Впервые за историю «Арт Москвы» коммерческие стенды расположились не на втором этаже ЦДХ, а на третьем, где прежде обычно базировались нонпрофитные показы. Последние же воцарились теперь повсеместно и занимают больше половины ярмарочной территории. Вообще-то на «Арт Москве» и раньше культивировались некоммерческие выставки, но сейчас их преобладание особенно явственно указывает на ослабевшие позиции рыночных структур.
Конечно, нельзя сказать, что нынешний ассортимент на их стендах чем-то плох и совсем неинтересен, однако тонус продажам обычно задают звездные имена художников, пускай и с популярностью местного масштаба.
Работы российских знаменитостей здесь встречаются, хотя и не в тех объемах, что прежде, а интернациональных кумиров почти совсем нет. Это не в минус зрелищу как таковому, оно и без фронтменов может восприниматься в качестве любопытного среза текущей ситуации, но былой лоск с «Арт Москвы» в итоге несколько слетает. Сумеют ли молодые или просто не слишком раскрученные авторы вытянуть на себе «финансовый план», пока сказать трудно.
Пока потенциальные покупатели будут привыкать к новому ярмарочному формату, у обычных зрителей без прицела на коллекционирование есть возможность приобщиться к сопутствующей культурной программе. Она действительно обширна, хотя и с ощутимыми перепадами в значимости и качестве отдельных событий. Самый крупный из некоммерческих проектов — выставка «Новый российский реализм», устроенная под банковской эгидой.
Масштабные полотна и габаритные объекты Алексея Беляева-Гинтовта, Леонида Ротаря, Ольги Солдатовой, Сергея Чайки и еще нескольких авторов призваны создать впечатление почти античного расцвета современного искусства, кующего из повседневности эпохальные образы.
Правда, монументальный замах экспозиционеров не позволяет все же скрыть определенную клишированность художественного воображения. Скромнее по размеру, но куда живее и увлекательнее проект знаменитого кардиохирурга и по совместительству страстного коллекционера Михаила Алшибая «Мультиверс», где представлены работы и легендарных андерграундных художников, и оригинальных мастеров с официальным советским статусом, и нынешних деятелей контемпорари-арта. Здесь присутствует очень личный взгляд на искусство, не зашоренный никакими концепциями, и эта установка вполне себя оправдывает в силу высоких достоинств большинства экспонатов вне зависимости от их ранга в господствующей сегодня иерархии.
Обнаруживаются в программе и другие коллекционные показы, разной степени осмысленности.
Но больше здесь все же сочиненных кураторских проектов, от международной выставки научного искусства «еСознание/eConsciousness» до отчетного показа лучших работ недавнего боннского фестиваля видеоарта Videonale. Особое место отведено, намеренно или по совпадению, современному польскому искусству: его представляют сразу две коллективные выставки. Словом, посетителям «Арт Москвы» скучать не придется, некоммерческий спектр довольно разнообразен, но приведет ли весь этот разогрев к энтузиазму в части приобретений? Как правило, статистика продаж публикуется через два-три дня после закрытия, но даже и она не вполне отражает реальный успех или неуспех предприятия.
Есть нюансы, не описываемые одними лишь цифрами.
Похоже, что устроители «Арт Москвы», помучившись и потерзавшись, обрели некое подобие второго дыхания и едва ли станут сейчас ориентироваться только на финансовую отчетность. Но за ней так или иначе последнее слово — если не в этот раз, так в следующий. Аллегорически эту драматическую ситуацию выражает кинетическая инсталляция «Бесконечный бур» арт-группы Recycle, установленная на парадной лестнице ЦДХ. Огромное сверло вращается между потолком и лестничной площадкой, и из его монотонного вращения никак нельзя сделать вывод, добурятся ли неведомые искатели до вожделенных нефтеносных слоев.