Новый сериал открывается красочной битвой времен войны за независимость: британцы в красных мундирах нападают на полк Джорджа Вашингтона в утреннем тумане. У одного из бойцов, гессенского наемника, странный шрам на руке и маска на лице. Ружью он предпочитает секиру, а скачет на бледном коне. Пули этого солдата не берут. На землю он упадет, только оставшись без головы. Рядом с ним рухнет обескровленный победитель. Спустя 230 лет оба очнутся в современном городе, название которого переводится как Сонная Лощина, штат Нью-Йорк.
Королевский наемник будет скакать по хайвею на красноглазом коне в поисках своей отрубленной головы.
А американский повстанец вместе с чернокожей девушкой-копом будет его преследовать, попутно удивляясь, до чего дошел прогресс.
От исходного фильма Тима Бертона, не говоря уже о вовсе не фантастическом романе Вашингтона Ирвинга, в сериале остались лишь топонимика и имена персонажей. Главного героя по-прежнему зовут Икабод Крейн, но он больше не молодой рационалист, столкнувшийся с необъяснимым злом. Его юную невинную жену играет не Кристина Риччи, а Катя Уинтер, украинская стриптизерша из «Декстера». Она теперь ведьма, тоже заточенная на сотни лет в лимбе. Там, где персонаж Джонни Деппа, чтобы не перегореть, то и дело падал в обморок, новый Крейн (Том Мисон) изначально готов к схватке со злом. Всадник без головы действует не менее решительно:
поняв, что с топором в XXI веке много не навоюешь, он берется за дробовик и превращается в Терминатора.
А главное, быстро выясняется, что конфликт крестоносца с демоном лишь маленький эпизод большого противостояния. Судя по всему, в Сонную Лощину в ближайшее время стянутся два ордена ведьм, четыре всадника Апокалипсиса и один Сатана. Сюжет то и дело возвращается в XVIII век и намекает, что Джордж Вашингтон сражался не просто с британцами, а с силами тьмы. Совсем как его последователь Авраам Линкольн, который, говорят, был охотником на вампиров. Согласно местному пророчеству,
война добра со злом будет идти семь лет — но на практике такие чудаковатые сериалы закрывают после одного-двух сезонов.
Бертоновские изящные, но стеснительные метафоры в «Сонной Лощине» вырубили, как какой-нибудь ненужный вишневый сад. Сатирическая линия об отце-основателе США, увидевшем будущее своей страны, развития, похоже, не получит. Аристократ из XVIII века и чернокожая девушка в брюках не спешат обмениваться колкостями. Судя по тому, что режиссирует сериал Лен Уайзмен, автор эпопеи «Другой мир»,
поляна расчищена для грандиозной битвы: будут и оборотни, и вампиры, и цыгане.
Смыслов, может быть, и стало меньше, зато готика не испарилась. Провинциальному городку, в котором по-прежнему царят восьмидесятые, мистика только к лицу. Сонная Лощина похожа на декорации к «Рэмбо» или «Успеть к полуночи»: те же машины у полицейских, та же форма, те же закусочные. Даже страх нагнетается старомодными голливудскими средствами: отражениями в зеркалах, ползучими тенями, вечными сумерками.
За неизвестными, но хорошими актерами не тянется шлейф других ролей. Единственную телезвезду убивают в первом же выпуске. А следующую серию хочется посмотреть сразу после пилотного эпизода. Только, пожалуйста, отберите дробовик у всадника без головы.