Галактический преступник Ричард Риддик, занявший трон своих врагов в предыдущей части, оставляет империю, чтобы найти родную планету. Вместо нее заговорщики высаживают его в месте, кишащем монстрами, похожими на смесь Чужого и скорпиона. Добравшись до заброшенной станции наемников, Риддик включает аварийный сигнал. На орбите планеты стремительно появляются два корабля: на одном наемники, прельщенные наградой за голову Риддика; на другом тоже наемники, но им герой нужен живым и вовсе не ради денег. Весь фильм идет охота. Первую треть Риддик учится убивать местную фауну. После наемники преследуют звездного Рэмбо.
В финале наступает дождливая ночь, и полчище монстров выползает из грязных луж, чтобы сожрать и Риддика, и его недавних врагов.
В 2000 году малоуспешный режиссер Дэвид Туи снял «Черную дыру» — дешевый и злой триллер о космическом корабле, застрявшем на планете чудовищ. Фильм подкупал грязным реализмом. Местная фантастика казалась правдоподобным будущим человечества.
Каждая шестеренка на оружии или корабле выглядела убедительно.
Виктимность героини Рады Митчелл и никому еще не известная брутальность Дизеля создавали многоплановое напряжение – то сексуальное, то религиозное. Прочие герои и монстры казались гостями из вышедшего тремя годами раньше «Чужого-4».
Успех дебюта вскружил голову, и через четыре года Туи превратил свой камерный сюжет в размашистый блокбастер. В «Хрониках Риддика» нашлось место и Джуди Денч, и стомиллионному бюджету, и галактическим войнам, и нелепым инопланетянам, и древним пророчествам. Чему места не нашлось, так это лучшим качествам первой части – реализму, сексуальности, страху.
Фильм провалился, и слава богу: спустя девять лет смиренные Туи и Дизель вернулись к исходной формуле.
«Риддик» — это космический нуар, передача канала Discovery о выживании на чужой планете, кровавый слэшер, образцовый боевик об осажденной крепости или даже драма о том, что всякому сверчку следует знать свой шесток. Здесь нет богословия «Прометея» и человеколюбия «Гравитации» (скоро в прокате), но есть звериный драйв первых четырех частей «Чужого». При этом непонятно, кого больше напоминает герой Дизеля – лейтенанта Рипли или самого космического монстра.
Цикл фильмов о Риддике всегда держался на двух вещах: религии и физиологии.
С религией все ясно: воображение невозможно без веры, а жанр фантастики гуманистичен даже в самых мрачных своих проявлениях. В первой части трилогии выжили лишь мусульманин и девственница. Во второй сюжет внезапно обрел библейский масштаб. В нем появился свой Ирод, уничтоживший родную планету Риддика из-за пророчества, что его царству положит конец младенец оттуда. В самые драматичные моменты третьей части молодой священник читает христианские молитвы, а сами герои только и делают, что идут долиною смертной тени.
С физиологией дела обстоят интереснее.
В «Риддике» царит культ тела: Дизель, лишенный в этом фильме глаз, играет мускулами, а благодаря рейтингу R можно посмотреть на обнаженную звезду сериала «Звездный крейсер «Галактика» Кэти Сакхофф.
Мужчины в фильме только тем и заняты, что выстраивают друг друга в первобытную иерархию. Между наемниками и единственной женщиной на корабле возникает сексуальное напряжение, постоянно выливающееся в конфликты. Бегающая за Риддиком смесь добермана и гиены кажется собирательным портретом всех героев – живущих рефлексами бешеных псов. Это еще что: ключевым поворотом первой части вообще было наступление у одной из героинь месячных.
Сам Риддик полфильма занят добыванием пищи, воспитанием сопротивляемости к яду и прижиганием ран.
Как мантру он повторяет слова о том, что мужчине должно быть стоиком и спартанцем. Через весь фильм проходит идея естественного отбора, а когда кому-то настает время умирать, это не просто смерть – героев рвут на части.
Фокус в том, что два часа редкой по меркам современного кино жестокости нужны этому фильму лишь для того, чтобы в самом конце проверить озверевших героев на способность к милосердию и самопожертвованию. В первой части, напомним, эти качества сыграли с ними самую злую шутку.